Можно ли редактировать историю (Сочинение анализ исторической традиции в отечественной литературе) - сочинение

Историческое прошлое России Пушкин понимал как предысторию своего времени. Писатель изображал личность в неразрывной связи с русской почвой. Так, в «Арапе Петра Великого» Ибрагим нарисован как русский человек петровской эпохи, а не африканец или «гражданин мира». Историзм и правда жизни явились одной из основ пушкинской реалистической системы. Пушкин сделал до «гоголевского периода» в русской литературе самое главное: совершил решительный поворот к народу как силе, определяющей исторические судьбы нации. С этим убеждением он работал над «Борисом Годуновым», «Полтавой», «Евгением Онегиным». Жанр произведения (драма, поэма, роман) ничего не менял в сущности подхода - проблемы истории были для него проблемами литературы.
Пушкин первым отказался от произвольного истолкования характеров и событий. Оценка людей и общественных явлений в его произведениях дается не с личной точки зрения автора, а в логике развития судьбы нации и ее исторических перспектив. Основным критерием любого сочинения Пушкин считал беспристрастность: «(Поэт) не должен... хитрить и клонится на одну сторону, жертвуя другою». В исторической тематике и по сей день существуют два пути: Пушкин опирался в первую очередь на документы и летописи, тогда как Го- голь старался вникнуть в дух народа. Рисуя прошлое, Гоголь не смущался хронологической неточностью или анахронизмом в «Тарасе Бульбе», как сплошь и рядом встречается в русских летописях. Что касается Пушкина, то он не отступал от хронологии и старался держаться точного изложения фактов.
Народ - хранитель духовных зиждительных начал нации, а история только фиксирует этапы ее развития, так думал Гоголь. Посему можно, по его мнению, подстегнуть пафос истории мифом о России, «птице-тройке», перед которой расступаются великие державы. Пушкин тоже считал народ главным деятелем истории, но отчетливо различал пагубность раскола нации на «иноземных» правителей и старорусское простонародье: «По смерти Петра I... связи древнего порядка вещей были прерваны навеки; воспоминания старины мало- помалу исчезли». Европейский характер русской нации Пушкин понимал как неизбежную утрату национальной обособленности в обмен на самое деятельное участие в жизни Европы: творческий гений России должен на равных вписаться судьбу европейской цивилизации.



Еще юношей поэт сошелся с историком Карамзиным. У него же Пушкин встретил гусарского корнета Чаадаева. Знакомство с будущим великими историком и лидером русских «западников» оказало огромное влияние на формирование мировоззрения поэта. Между этими двумя полюсами лежали исторические воззрения Пушкина, но в своих произведениях он никогда не «редактировал» историю. Этим поэт особенно ценен в наш век уверток и ухищрений, которой подвергается история нашего великого Отечества от Бреста до Владивостока, от Мурманска до Моздока.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Можно ли редактировать историю (Сочинение анализ исторической традиции в отечественной литературе)