Сочинения > Сочинения на свободную тему > На нас упала тень «серебряного века» (Сочинение эссе о русской поэзии на сломах веков)
На нас упала тень «серебряного века» (Сочинение эссе о русской поэзии на сломах веков) - сочинение


Стансы в период серебряного века русской поэзии
«Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что нибудь ворочало душу и жгло воображение» (Д. Давыдов) (по лирике поэтов Серебряного века русской поэзии)
Модернистские течения в поэзии серебряного века



Я уверена, что русский поэтический «серебряный век» корнями уходит в «век золотой»: в творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионисти-
\ 
ческую лирику Фета. Но вместе с тем, как это ни прискорбно, нетрудно заметить, что и в 21-м веке живы разрушительные тенденции, пущенные в поэтический мир с легкой руки декадентов.
Упадочный «декаданс» начала 20-го века означал эстетическое неприятие отжившего мира, подчеркнутый индивидуализм, утонченность и осознание себя носителем особой «высокой» культуры. Скажите, разве нынешний молодежный рэп, рок и прочие течения в современном «искусстве» не так же заявляют о себе? Ведь и декаданс условно делился на три течения: символизм, акмеизм, футуризм, а то и больше. И все они были столь же непримиримы друг к другу, как, например, нынешние «фанаты рока» к «попсе».
Нынешние поэты «гонят» все открытым текстом, а Валерий Брюсов охарактеризовал символизм как поэзию намеков. Сам он представлялся эротическим поэтом, демонистом и оккультистом. Так и напрашивается желание сделать покойного Курта Кобейна из культовой «Нирваны» «последователем» символистов, хотя сам покойный Кобейн вряд ли слышал о русском поэте Брюсове.
Я думала, что стихи символистов должны были просто эпатировать культурного читателя тех лет, как стих В. Брюсова из одной-единственной строчки: «О закрой свои бледные ноги!». Потом прочувствовала, что символизм - на самом деле поэзия намеков, при этом поэт должен поклоняться только искусству и никому не сочувствовать.
Младшие символисты (А. Блок, А. Белый, В. Соловьев) считали, что в поэзии живо только то, что мерцает сквозь темноту символа, как у Владимира Соловьева:
Мыслей без речи и чувств без названия Радостно-мощный прибой...
Зыбкую насыпь надежд и желания Смыло волной голубой.
Не хочу обижать любимых классиков, но эти стихи так и просятся в современную рок-«композицию», как стыдливо мы именуем наши «песни». Слова у символистов только ограничивают мысль, а в 21-м веке у текстовиков даже мысли нет: какой-то животный побудительный мотив - кровь, голод, секс, мир реальный, мир низкий. У символистов высшая ступень прекрасного - это мир не познаваемого, не постижимого разумом, а воспринимаемого сердцем и душой. Наших же поэтов-текстовиков можно огулом окрестить названием зарубежного кинофильма: «Тупой, еще тупее».
Правда, прославление смерти и призыв идти к ней навстречу звучали постоянно у символистов, как, например, у Мирры Лохвицкой: Я умереть хочу весной,
С возвратом радостного мая...
Не забывай моих последних дней,
Пойми меня, когда меня не станет...
Иди за мной, когда меня не станет.
Красивый образ у кривляки-поэтессы заменен изящным выражением, оригинальная мысль - звучной фразой. Изменчивость, хаотичность, безумие настроений, ослепительность внешности все же сочетались у нее с необычайной женственностью, нежностью. Совсем не так, но что-то природно близкое выблевывал из себя К. Кобейн в песенке «Where did you sleep last night» (Где ты провела эту ночь?):
Девочка, моя девочка, куда ты идешь?
Иду я туда, где ветер студеный дует,



     
     



Среди сосен, среди сосен,
Где даже солнца не видать,
Я буду дрожать всю ночь напролет.
Ее муж был рабочим-трудягой,
Вкалывал за мили отсюда,
Головушку его нашли под колесом,
А вот тела так и не нашли. Никогда.
Это не «прелесть умирающих цветов» М. Волошина и не любование «умирающими детьми» В. Маяковского-футуриста. Тут хуже: пусто и жестоко.
В своем сочинении я не хотела бы ставить на одну доску нравственные принципы «развратных» декадентов и нашу поэтическую культуры слома 20 - 21-го веков. Ведь это Брюсов написал о женщине:
Ты - женщина, ты - книга между книг...
Ты - женщина, ты - ведьмовской напиток!
Ты - женщина, и этим ты права...
Стих символистов вообще мягок, певуч, женственен, а язык «крутых» стихоплетов современности намеренно груб до сквернословия, как у того же Кобейна:
У нее влажное влагалище... - и прочая низкопробщина, выдаваемая за «ультрамодернизм».
Символисты и нынешние подзаборные «творцы» жили и творили на изломах веков. Но первые смело отражали себя в бесконечных зеркалах поэзии, создавали свои лирические миры и вживались в реально существующий, врастая в него плотью, пусть не всегда душами. Вторые же взяли все самое «отстойное» у декадентов и претендуют на роль законодателей современной молодежной культуры. В этом им с удивительной угодливостью помогают государственные и частные телеканалы. А для отправления сатанистского «культа» Виктора Цоя почти в каждом городе власти выставляют бетонный забор, где «фанат» может поупражняться в «заборной» поэзии.
В Древней Руси тень от отшельника-столпника, возвышавшегося над обыденщиной жизни, по поверьям, падала в долину и творила чудеса, исцеляла и ставила на ноги безнадежно павших. Хорошо бы, если тень «серебряного века», протянувшаяся до двадцать первого столетия, исцелила нашу душу от национального забвения и безверия, а также развеяла по ветру то темное и потустороннее, что декаденты сами же запустили в наш лучший из миров.


Похожие сочинения


Стансы в период серебряного века русской поэзии
«Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что нибудь ворочало душу и жгло воображение» (Д. Давыдов) (по лирике поэтов Серебряного века русской поэзии)
Модернистские течения в поэзии серебряного века

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее