Ничто не вечно в быстротечном мире (Сочинение эссе об эволюции темы любви и дружбы в лирике Пушкина) - сочинение

В эпоху европейского классицизма в живописи и архитектуре представления о любви и дружбе были весьма далеки от классических образцов, то есть от античных представлений об этих предметах. Дружба в греко-романской традиции сводилась к кодексу служения и чести в неформальных отношениях между людьми, а любви в современном понимании в древнем мире и вовсе не было: женщина там - предмет купли-продажи, вожделения и потребления, а вовсе не трепетного обладания. Европейский классицизм 19-го века создал новотворные мифы о любви и дружбе, на основе которых впоследствии получил развитие любовный роман и вся так называемая «розовая» литература 20-го века и нынешнего тысячелетия.
Самыми яркими образцами дружбы и любви в русской классицистической литературной традиции мы находим в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Еще с первой главы Онегину «друзья и дружба надоели» в духе модного тогда байронизма, предвещавшего близкий кризис классической нравственности.
Пушкин иронически замечает: «Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя...». Классического равенства в дружбе быть не может. В первую очередь Онегин «раздружился» с собственным автором. Пушкин еще горит идеей переустройства мира на разумных началах, а в Онегине нет желания действовать, изменять что-либо, идти наперекор наскучившему обществу.
И с Ленским Онегин подружился скуки ради: они «от делать- нечего друзья». Онегин дружит с «русским иностранцем Ленским» из-за его модной хандры и пресыщенного разочарования, а Ленский - из-за пиитической отрешенности от грубой действительности русской деревни. Автор - ровесник Онегина, оба они постарше Ленского, поэтому позволяют себе подтрунить над его романтической
натурой. Но в мифическом классицизме страсти кипят всерьез - древние даже своим очеловеченным богам насмешек не прощали.
Любовь Ленского к Ольге прогрессивна - она уже плод романтического воображения, а не классицистического влечения плоти. Он любил не живую Ольгу, а придуманный им же самим романтический образ. Вот еще одно нарушение классических норм поведения. После этого конфликт и последующая дуэль уже просто неизбежны. Пушкину классический идеал любви к тому времени «надоел... безмерно», а Онегин прямо заявляет другу: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт...». Эта «другая» - Татьяна, с которой у Онегина сложится в будущем классический треугольник. Но сначала Татьяна под влиянием сентименталистских романов напишет Онегину свое знаменитое признание.
В триединстве классицизма - места, времени и состава действующих лиц - разыгрывается драма с дуэлью и холодной отповедью Онегина на чувства провинциальной барышни. На этом классические образцы любви и дружбы в романе Пушкина исчерпывают себя, на смену им грядет реализм с его прозой жизни.
Ленский «убит и взят могилой». Ольга выходит замуж за заезжего офицера. Онегин скрывается от правосудия за границей. Через три года Татьяна и Онегин встречаются уже в другой обстановке в холодном Петербурге, который должен остуживать чувства. Татьяна замужем, а надломленный и быстро постаревший Онегин вернулся из заграничного странствия. Он все растратил, проиграл и растерял. Похоже, за всю его жизнь Онегина любила по-настоящему только деревенская девочка. Как спасения, Онегин жаждет воскрешения утраченной любви.
Но в стремительный век паровых машин уже нет места ни классической, ни романтической любви. У Татьяны гражданские и церковные обязательства перед мужем: она «другому отдана» и будет «век ему верна» в духе классицизма. Она вышла замуж не по любви, но не может разрушать счастье мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья. Ее литературная «внучка», Анна Каренина, решит эту проблему с точки зрения женской эмансипации, то есть очень просто - сбежит с любовником на глазах у Света. Сам же Пушкин в вечных вопросах любви и дружбы останется на классических позициях - честь, долг и мужество прежде всего. Но вернемся к классической дружбе, с которой я_ начал свое сочинение.
Тема мужской дружбы проходит через все творчество Пушкина от лицея до роковой дуэли. В лицейский период в своей подражательной лирике Пушкин воспринимает стиль русского поэта Батюшкова и француза Парни с наивной фрондой классицистическим ценностям: Рассудок, бог с тобою...
Под стон ученых дураков...
Без них мы пить умеем.
Ранний Пушкин откровенно подражает древним. Его анакреонтическая лирика состоит в воспевании эпикурейских ценностей, вина и радости дружеского беззаботного общения:



Скорее скатерть и бокал Сюда вино златое! Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных под призывом: «Блажен, кто веселится в покое, без забот...». Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей - вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье, потому что: И станут самые цари Завидовать студентам. Поэтам-декабристам, его друзьям, дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой классицистический взгляд. Высокая цель не должна исключить наслаждение дружеским общением и веселье. Поэт призывает в стихах друга Чаадаева к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь...». Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях. В стихотворении «19 октября 1827 г.», написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Однако нет ничего вечного под луной, призрак одиночества уже маячит где-то вдалеке, он отзывается гекзаметром на смерть Дельвига: Печален я, со мною Друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку. Грустные настроения одолевают Пушкина: И мнится, очередь за мной... Вслед за любовью пушкинская дружба эволюционирует в сторону прозы бытия, то есть к реализму.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Ничто не вечно в быстротечном мире (Сочинение эссе об эволюции темы любви и дружбы в лирике Пушкина)