Обобщение изученного материала по теме «Фонетика» Путешествие в страну Фонетика - сочинение

Цель:             обобщить знание учеников из раздела «Фонетика», формировать навыки грамотного письма, оказывать содействие воспитанию любопытства на уроке.

Тип урока: урок-путешествие.

Наглядность:     карточки, рисунок корабля.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Внимание! Внимание! Сегодня мы с вами отправляемся на вездеходе «Пятиклассник» в волшебную страну Фонетика. Но, чтобы попасть в эту страну, мы должны остановиться на трех станциях и выполнить все задачи, нам предложенные.

Сначала познакомимся с капитанами (класс распределен на группы, каждая группа выбирает капитана).

В ваши бортовые журналы-тетради запишем время и место старта (дата, классная работа).

А теперь запишем цель путешествия (тема «Путешествие в страну Фонетика»).

Итак, отправляемся. Первая станция - «Алфавитная».

Всех, кто прибывает на станцию, экскурсоводы знакомят с историей возникновения названия станции.

ІІ. Cтанция «алфавитная»

Подготовленный ученик-экскурсовод (рассказывает лингвистическую сказку «Как возник алфавит»). Было это очень давно. Жили себе в необыкновенном царстве звуки. Все было бы хорошо, когда бы в их царстве властвовал закон-порядок. Недовольные становились звуки от того, что произносили их так, как ком захочется, а букв тогда еще не было.

Вот и решили звуки выбрать себе царя. Гласные выбрали А, а согласные — Б. Кому из них быть царем? Начались споры. Согласных было больше, поэтому они победили. Царем стал Б. Он сильнее любил согласные, угождал им. Когда собирал звуки на совет, то согласные посадил на самое почетное место. А гласные всегда сидели где-то в уголке. Не захотели гласные терпеть унижения, сговорились они и убежали. В царстве произошел переполох, вместо слов выходили какие-то странные звукосочетание.

Поняли Согласные, что без Гласных, им не обойтись. Пошли они на поиски. Много царств обошли, и все напрасно. Согласные разделились на группы, продолжали поиски. Однажды утомленные Л, Ф, В, Т сели отдохнуть. Вдруг они услышали странные слова, составленные только из Гласных. Поняли Согласные Л, Ф, В, Т, что в маленьком царстве живут Гласные.

Тогда звуки решили нарисовать себя и своих друзей на бумаге. Вышли странные слова: «Ш..н..вн.. Г..л..сн..! Пр..с..г.. в..б.. ч..нн.. П..в..рт..йт..сия. Ч..к..г..».

Листочки со странным текстом развесили по всему царству. Когда Гласные увидели надписи, то сразу догадались, что должно было быть на месте пропусков. Каждый Гласный звук нарисовал себя. Все вместе Гласные решили вернуться.

Чтобы жить в согласии, звуки придумали создать состав Букв, который они назвали Алфавитом. С того времени звуки стали обозначаться определенными буквами. Буквы и звуки обо всем мирно договорились и придумали четкие законы-правила. Царем избрали звук А, царицей стала буква А. В алфавите эта буква стоит на самом почетном месте.

Задача І (5 баллов).

Командам предложены задачи, которые оцениваются баллами.

Команда І.

Запишите по алфавиту фамилии украинских писателей: Федькович Ю., Лепкий Б., Коцюбинский М., Шевченко Т., Кобылянская О., Сосюра В., Павлычко Д., Костенко Л., Франко И., Симоненко В., Гончар О., Тесленко А.

Команда ІІ.

Запишите названия произведений Т. Г. Шевченко в алфавитном порядке: «Екатерина», «Тополь», «Мысль», «Наймичка», «Лилея», «Завещание», «И вырос я на чужбине», «Если бы вы знали, баричи...», «Молитва», «Сова».

Задача ІІ. « Брейн-Ринг» (1 балл).

Команда І

    Сколько букв в алфавите? 
    Сколько согласных звуков? 
    Сколько гласных звуков? 


Команда ІІ.

    Сколько гласных букв?
    Сколько согласных букв?
        Какая согласная буква обозначает 2 звука и какие? (Учитель оценивает работу команд).

ІІІ. Станция «Гласная».

Отправляемся ко второй станции, которая имеет название «Гласная» (рассказ экскурсовода)

Подготовленный ученик-экскурсовод (рассказывает лингвистическую сказку «Кто важнее?»). В одном царстве, которое называлось ФОН, жили-были Гласные и Согласные. Гласных было очень мало, всего шесть, но их обожествляли Слова. Каждый Гласны звук был в большом почете. Особенно хорошо звучали они в песнях. В Гласные буквы было влюблено Ударение, а на Согласные даже внимания не обращало.

Однажды наиболее завистливый звук С стал думать-думать, как проучить Гласные звуки. Он обратился за помощью к своему брату С. Собрали братья на собрание все звуки. Звук С начал говорить, что Гласные зазнаются, нескромно себя ведут. Звук С начал спор с Гласными, которые стали оправдываться. Все звуки начали ссориться. Наиболее чувствительный звук О сказал обиженно: «Оставьте спор. Если Согласные звуки такие гордые и высокомерные, пусть обходятся без нас. Я и все братья очень оскорблены, поэтому мы покинем вас.

Не стало Гласных в царстве. Перестали петь песни. По-иному начали говорить. Согласные едва могли объясниться между собой. Грустно стало жить.

На третий день после этого приключения к царице Фонетике приехала сестра Орфоэпия. Она была возмущена, когда услышала, как разговаривают в царстве ее сестры.

«Это же стыд на целый мир! Я не могу гостить в таком царстве!» - сказала Орфоэпия Фонетике на прощание.

Учитель. Давайте, дети, поможем громким звукам.

Задача І (5 баллов).

Воссоздайте на письме стих Шевченко, вставив гласные:

Для команды І:

..ч..т..с.., бр..т..г..и, д..г..йт..,ч..т..йт..,

ч..ж..г..  н...ч..йт..сия,

и св..г.. н..ц..р..йт..сия.

 

Для команды ІІ:

М...…с..ць..  сн...…с..ньк..и, Пр...…г..нь т..х..с..ньк..и К...…н..в д..  н..с. Сп..  же т..,  г..л..с..нок..и,

Г..зн...и б.. ч..с.

Задача II.

Сложи слова и прочитай.

Команда І.

(В, К, Ф, Н, А, Р) - Франко.

Команда ІІ.

(К, О, Е, Ш, В, Ч, Е, Н) - Шевченко.

Задача III (1 балл).

Что вы знаете о громких звуках?

Задача IV.

Отгадайте, кто здесь живет?

Я один в семье такой. Говорят, весьма уже мягкий, Хотя молчаливый человек, и не чудак, В слове я - не лишний знак.

(Мягкий знак)

А кто брат мягкого знака? (Апостроф).

IV. Станция «Согласная».

Эта станция вся покрыта цветами. Вот мы и сорвали 2 цветка, а на них — задача. Посмотрите внимательно на их лепестки. (Дети получают карточки, на которых нарисованы цветы, на лепестках которых расположены буквы для обозначения согласных звуков).

Задача І.

Подберите слова, которые заканчиваются на мягкий знак (каждое правильно подобранное слово оценивается 1 баллом).

Задача ІІ.

В какой строке все слова написаны без орфографических ошибок?

Ошибки найдите.

Для первой команды

1. Памятка, медвежий, въезд, мышьяк.

2. Ароматный, миллион, дерюга, ласковый.

 

3.  Густо, моряк, проездной, сельский.

4.  Священик, областной, гвоздь.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Обобщение изученного материала по теме «Фонетика» Путешествие в страну Фонетика