Сочинения > Сочинения на свободную тему > Развитие речи Редактирование художественного текста
Развитие речи Редактирование художественного текста - сочинение


Внутренний потенциал художественного текста
Урок (развитие связной речи). Доклад
Произведение по пословицам. Развитие связной речи



Цели: развивать умение совершенствовать собственные высказывания, находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и своих собственных текстов, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Оборудование: таблица, схема, тексты для редактирования. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока І. организационный этап ІІ.



Актуализация опорных знаний Беседа — Что такое текст? — Что необходимо для обеспечения связности текста? — Какие вы знаете способы правки текста? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Любая речевая деятельность, как правило, завершается созданием определённого текста (высказывания).

Как слова в предложении, так и предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и с помощью языковых средств и располагаться в определённой последовательности. Наша задача сегодня — учиться редактировать текст так, чтобы высказывание подчинялось теме и основной мысли, не нарушались связность и последовательность изложения, сохранились особенности данного стиля речи. Редактирование — процесс творческий.

IV. изучение нового материала 1. Объяснение учителя Ознакомление с таблицей.

Комментарий учителя Некоторые фрагменты анализируемого текста являются лишними (знак [ ]). Например: «У бабушки большой дом и очень хороший сад». Эта фраза лишняя, потому что в ней содержится мысль, которая не развивается в дальнейшем: в большом доме и в саду ничего не происходит. В другом случае знак [ ] обозначает не оправданные повторы, например в предпоследнем абзаце — «там мы» и «нами». В этом же абзаце следует вставить (знак V) слово купались, ибо оно обозначает главное действие на реке — купание.

Знак = обозначает: «найди более точное слово — произведи замену». Глагол отправлялись заменяется глаголом бежали потому, что этот глагол обозначает более точное действие и более уместен в этом тексте. V. работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

тренинг для начинающего редактора Зачеркни лишнее! В тексте этого сочинения есть часть, не относящаяся к теме.

Она Отмечена на полях и в тексте знаком [ ]. Какую правку и как вынес Автор? ВСТРЕЧА В ЛЕСУ Каждое летом мы всей семьей: папа, мама, я и мой братишка Вова — отдыхаем в деревне у бабушки.

[Добираемся мы туда разным транспортом: на электричке, на автобусе, а то и на попутной машине, когда как повезет. Провожают нас обычно все соседи: кто помогает нести вещи, кто советует, как их положить и упаковать.] Однажды жарким летним днем мы с бабушкой пошли в лес по ягоды. [В лесу] мы набрали полные корзины ягод и собирались уже идти домой, как вдруг я заметила, что под молодой елкой кто-то шевелится. Я заглянула под куст и увидела маленького рыженького зверька. Я закричала [бабушке]: — Бабушка! Бабушка!

Посмотри, кто тут под елкой? Бабушка подошла, посмотрела и сказала: — Это же лисенок. Он совсем еще маленький и слабенький. — Какой он хорошенький! Давай возьмем его домой,— сказала я. — Не надо: пусть тут останется.

Это его дом, а где-то рядом его Мать — лисица. Я еще немного полюбовалась лисенком, и мы пошли домой. Комментарий для учителя В тексте задания почти весь материал первого абзаца, за исключением первого предложения, не относится к теме сочинения. Кроме того, во втором и в третьем абзацах есть ненужные повторы слов в лесу и бабушке, которые можно просто вычеркнуть. Замени — надпиши нужное! Замените неоправданно повторяющиеся слова: зачеркните их и надпишите подходящие слова.

К его коричневым волосам и коричневым глазам удивительно подходил костюм, выдержанный в коричневых тонах. Даже сорочка была у него коричневого цвета, а темный галстук имел какой-то коричневатый оттенок. Для справок: карие, каштановые, кофейный, шоколадный. Многое в характере человека зависит от того, как прошло его детство: один стал угрюмым и нелюдимым оттого, что в детстве не видел ласки; другой стал капризным и эгоистичным оттого, что в детстве его слишком любили и баловали. Для справок: с малых лет, когда он рос. Устраните способом замены неоправданные повторы одних и тех же слов. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

— Я вкуснее всех,— сказала рябина. Калина сказала: — Ты горькая. — Слаще меня нет,— говорит малина. — Сладка, да червива,— говорит калина.

— Я самая душистая,— сказала черемуха. А калина говорит: — Вяжут твои ягоды, зубы от них терпнут. — Нет лучше меня — сочнее и нарядней,— говорит костяника.

Калина тут сказала: — Кисла ты, да еще с косточками. Обо всех сказала калина: земляника, по ней, приторна, голубика водяниста, толокнянка мучниста, черника рот чернит. Рассердились лесные ягоды, говорят: — А ты чем хороша? — Я,— сказала калина,— с медом хороша.

Тут говорит из липового дупла мед: — Я со всеми хорош и безо всех хорош, ты мною не хвастай! Не согласился, значит, мед в дружбу с калиной войти. А без меда кто ее есть будет, такую преснятину?

Для справок: кроме слов сказала, говорит, можно использовать другие, например: заметила, отозвалась, повторила, воскликнула, молвила и др. Комментарий для учителя Известно, что неоправданные повторы одних и тех же слов (например, глаголов говорения) особенно часты при передачи диалогической речи.

Поэтому здесь представлен текст, в котором необходимо заменить наиболее часто повторяющиеся глаголы сказала и говорила другими словами-синонимами. 2.

редактирование текста БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК Витя радостно бежал домой. Ведь сегодня приезжает отец из экспедиции!

Прибежав домой, он наскоро пообедал и пошел встречать папу. На вокзал Витя приехал на час раньше, поэтому он купил пирожок, сел на лавку и принялся ждать. Его очень ласкало солнышко.

Под его лучами Витя уснул. Вдруг из-за спины раздался голос: «Сынок, Витя!». Мальчик понял: это отец. Витя взял у папы тяжелый чемодан и подтащил к такси. Приехав домой, отец что-то достал из рюкзака и протянул Вите.

Это был нож. У него была рукоятка перламутрового цвета и пять еще маленьких ножей. Скоро уже весь класс знал о необыкновенном ноже.

Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик: и марки, и значки, и даже сиамского кота. Но Витя и слушать не хотел. Но в углу класса стояла какая-то кучка ребят. Петька, здоровый парень, мучил маленького снегиря. Мучитель то отпустит снегиря, то опять притянет к себе. Снегирь «плакал».

Его глаза выражали невыносимую боль. Витя не мог смотреть на это зрелище.

Но Петька не отпускал снегиря. Витя решился: — Пусти снегиря. Что он тебе сделал? — Не твое дело!

Радостно, назло Вите еще раз подбросил снегиря Петька. «Ну, тогда возьми нож»,— сказал Витя.

Так подсказывало ему человеческое сердце. Как бы раздумывая, повторил Петька: «Ладно, давай нож».

Витя нерешительно взял снегиря в руки, ему еще не верилось, что этот самый снегирь, который только что мучился в руках у Петьки, теперь его. Мальчик открыл окно и посадил снегиря, но он не улетел. У птицы была переломлена лапка. Тогда Витя посадил аккуратно в портфель снегиря и стал слушать урок. Придя домой, он сделал просторную клетку и посадил в нее снегиря.

Витя лечил снегиря, каждый день он перевязывал лапку, мазал зеленкой и йодом. Время шло. Наступала весна. В один из последних дней зимы Витя выпустил птицу. Снегирь вылетел из окна, сказав Вите «спасибо» на своем языке, и улетел.

Каникулы на даче и в лагере промчались быстро. И вот наступил сентябрь, за ним октябрь, ноябрь, декабрь, и в солнечное январское воскресное утро Витя увидел в окне своего снегиря. Он заливался веселой трелью. Это он еще раз благодарил своего спасателя. Разделить текст сочинения на части, обозначив каждую красной строкой. Найти части, не имеющие прямого отношения к раскрытию темы, и обозначить их [ ].

Найти части, которые необходимо расширить и обозначить их. Внести необходимые исправления по сделанным пометам. Исправить недочеты в содержании сочинения, речевые и грамматические ошибки. VI. рефлексия. Подведения итогов урока Учитель. Сегодня на уроке вы учились совершенствовать письменные высказывания, работали над нахождением и исправлением недостатков в содержании и речевом оформлении текстов.

Помните: ошибки бывают у всех, важно уметь их увидеть и исправить. VII. 

Похожие сочинения


Внутренний потенциал художественного текста
Урок (развитие связной речи). Доклад
Произведение по пословицам. Развитие связной речи

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее