Русский космизм и спасение человечества (Сочинение опыт критической статьи) - сочинение

Мы готовы дни и ночи напролет играть в компьютерные «звездные войны». Нам кажется, что весь этот игровой «космизм» пришел к нам из-за границы, потому что там все «круто» и царит технический прогресс. Но если под космизмом понимать восприятие мироздания, то придется оторваться от игральных автоматов. Целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых вроде Циолковского, но и поэтов, музыкантов, художников проходит как бы мимо нас. «Космистами» были, оказывается, Ломоносов и Тютчев, Скрябин и Рерих - всех не перечтешь. Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого вполне достаточным, чтобы произвести его в космисты, я так думаю.
В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной. И эту свою интуитивную догадку он претворял в различные образы нечистой или благой силы, каким надо угождать или каких чураться, то есть подстраиваться под них. Люди же с трезвым разумением стремились воздействовать на мир в разумном направлении. Так родилась мечта о преображении мира под человека и человека под мир. Очень уж хотелось вырваться из пут пространства и времени. Мечта воплощалась в сказочных героев, оседлавших стихии - полеты на ковре-самолете или верхом на бесе, превращение воды в вино, воскрешение от живой и мертвой воды и так далее.
С древности до конца 19-го века эта «космическая» тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических и фантастических произведениях на Западе (к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна). В 20-м веке эту тему освоила литературная научно-техническая фантастика. В 21 -м веке она «ожила» в компьютерных играх.
Все «космическое» у нас по сей день связано с иностранными терминами типа «бластер», «трансформация», «терминатор», но именно из России проложили реальный путь в космос. На российской почве с середины 19-го столетия вызревал русский «космизм». Философ Николай Бердяев называл это направление русской православной философии «космоцентрическим, узреваклцим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе». «Проблемы о космосе и человеке», соотнесение человека с Богом, приход человека в этот мир и его уход - вот та творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, скрывается в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».
Проще говоря, конец света - дело рук человеческих. От нас самих зависит, быть нашей Земле и нам на ней или нет. Едва начавшись, 21-й век грозит нам бесконечными катастрофами, напастями, словно предвещая конец света.
Как же избежать вселенской гибели? Русские космисты объединили заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе - с ценностью любого человека. Всем хочется преодолеть болезни и смерть и достичь бессмертия. Для русского писателя А.Н. Радищева в его произведении «О человеке, его смертности и бессмертии» человек - верхняя ступень лестницы постепенного совершенствования природных существ. Писатель вопрошает: «Но неужели человек есть конец творению? Ужели сия удивления достойная постепенность, дошед до него, прерывается, останавливается, ничтожествует? Невозможно!..».



Чем же закончится эволюция человека? Религиозная ветвь русского космизма верила в возможность преодолеть плотскую природу человека, чтобы стяжать бессмертное Божественное бытие. Православный богослов, поэт и мыслитель Василий Великий восклицал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом!». Родоначальником «русского космизма» в его научной форме считается религиозный мыслитель Николай Федоров, создатель утопического проекта «Общего дела» человечества. Он предрекал возможность воскрешения умерших, достижения бессмертия живущими и преображения Вселенной в Царство Божие во исполнение благой вести христианства. Первый русский физик-теоретик Николай Умов предположил, что в недрах человечества вызревает новый эволюционный тип - homo sapiens explorans (человек разумный, исследующий), стоящий на гребне эволюции. Девиз такого человека - «Твори и созидай!». Идеи академика Владимира Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, сферу разума, тоже выходят из православного космизма и приводят нас к научному осмыслению жизни и бессмертия человека. До сих пор человек надеялся только на технику. Отсюда все современные мифы-фобии про «восстания машин», фильмы про «Терминатора», компьютерные игры о порабощении людей киборгами и компьютерным сверхразумом. Отсюда вся магия компьютерного экрана, способного преображать и оживлять человека. Русские космисты с оптимизмом верили в счастливую эволюцию человеческой природы, которая заключается в утверждении, что человечество находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти, завоевать собственным усилием еще две: солярную (солнечную), когда произойдет расселение землян в околосолнечном пространстве, и сидеральную (звездную), предполагающую проникновение в глубины космоса. «Человека технического» сменит «человек солярный», который «просветлит» свое тело до электромагнитного поля, то есть станет бесплотным, но останется живым в своем творчестве. Но русские космисты учат, что духовное преображение человечества произойдет не само собой. Нужна добрая воля всех и каждого, чтобы в конце концов преобразовать свою теперешнюю телесную природу в духовную (от вещества - к полю). Ведь нравственное совершенствование человека возможно только вместе с физическим его преображением. Тогда все мы, утверждают русские космисты, «станем как боги». Столь же заманчиво рассуждал в райском саду и змей- искуситель. Но как хотелось бы надеяться на бессмертие!






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Русский космизм и спасение человечества (Сочинение опыт критической статьи)