Русский революционер кто он (Сочинение эссе о роли литературы в революции) - сочинение

Революционер, как мне кажется, всегда разрушитель. Возьмите и проанализируйте любую революцию в мире. Никогда ни одна революция не приносила людям счастья, а часто приводила к «закручиванию гаек», то есть к тирании. В чем же причина возникновения революционной идеологии? На мой взгляд, она кроется в отечественной литературе 19-го века. Может быть, любой литературе свойственно чувство провидения. Где-то с середины века русская литература почувствовала надвигающуюся катастрофу. Ее героем все чаще становится бунтарь: Пугачев у Пушкина, Вадим, Мцыри и демон у Лермонтова, Базаров у Тургенева, критический гений Белинского сам стал литературным героем.
Чувство близкой пропасти, в которую летела Россия, присуще и русской литературе пореформенной эпохи. Во второй половине века литература становится, как мне кажется, консультативной. Одна ее часть (Чернышевский, Герцен, Некрасов) «зовет Русь к топору». Другая ее часть (Достоевский, Толстой, Лесков) дает совет обществу, как избежать вот этой катастрофы.
Поэтому, в отличие от других литератур мира, русская литература начинает сомневаться в правильности выбранных путей собственного творчества и всей культуры в целом. Но четкой грани между добром и злом литература не проводит. Пусть у Достоевского, Толстого произведения носят религиозный характер, но они все же сродни непримиримым идеям народников и социалистов. Дело в том, что литераторам, так же как народникам и социалистам, свойственно сомнение в путях русского общества. И это сомнение - типичное для русского. Никакой западной нации не свойственно сомнение в пути своей страны, а русские то и дело сомневаются, да на других оглядываются.
О революции писать начал еще Пушкин. Его творчество полно двойственности. С одной стороны, он является сторонником русской монархии, но, с другой стороны, у него очень много всяческого рода стихов, призывающих к бунту. Тютчев, как мне кажется, не был раскольником и имел более или менее консервативные взгляды. Но он постоянно предвещал катастрофу, которая может обернуться самыми трагическими последствиями в России. Отсюда его увлечение хаосом. Он во всех своих стихотворениях описывает хаос и разрушение общественного уклада. Если говорить о Гоголе, то, мне кажется, он четко и правильно отразил российскую действительность. Но, к сожалению, он видел в России лишь худшие черты. Бердяев так и пишет: «Гоголя мучило, что Россия одержима духами зла и лжи, что она полна рож и харь и трудно в ней найти человека». Это, кстати, именно то, о чем писал Гоголю Белинский.



Поэты-Символисты как нельзя лучше видели бездну, в которую летит Россия. Но, с другой стороны, они сами подталкивали страну к революции (А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб), словно одержимые садомазохизмом. Как видите, многие деятели русской литературы не могли жить в условиях устойчивых общественных отношениях. Сами хотели перемен и сами же их боялись. Жизнь превратилась в постоянный страх за будущее. А ведь нужно было жить настоящим. Революционеры, кумиры писателей, думали лишь о будущем, о якобы великом будущем, и не ценили настоящего. Конечно, есть различие - одни предчувствовали великую катастрофу, другие предвещали великое процветание. Больше всего отразилось предчувствие духовной катастрофы нации в творчестве Достоевского и Толстого. Однако и между ними есть колоссальная разница. Хотя Бердяев и утверждает, что Достоевский - революционер духа, мне кажется, что это не совсем так. Я думаю, что Достоевский, скорее, революционер справедливости. Он хочет, чтобы произошла религиозная революция, а не социальная. Толстой же полностью отрицает все старые традиции, старые взгляды, что вполне дает нам право назвать его непримиримым нигилистом. Он ниспровергает старые церковные устои, протестует против церкви как института божественного и таким образом вполне, как мне кажется, уподобляется большевикам. Я уже уверен, что русский революционер это прежде всего жертва собственного недомыслия и нравственной торопливости. Прав был в середине 20-го века только Альберт Эйнштейн, заявивший, что человечество больше всего нуждается не в теориях, а в простой скамеечке, на которой можно посидеть, остыть и спокойно подумать: что же мы натворили?






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Русский революционер кто он (Сочинение эссе о роли литературы в революции)