Сатирический нерв отечественной литературы (Сочинение опыт критического обобщения) - сочинение

Сатира, ирония, сарказм - резкая отповедь бесправию, в котором оказывается человек, или насмешка над тупостью отживших нравов и пережитков старины. Диапазон сатирического отражения жизни в отечественной литературе достаточно широк - от ярких гипербол Гоголя до скрытого смехового подтекста Чехова. Вся русская сатира и юмористика умещается между этими двумя полюсами.
Творчество Николая Васильевича Гоголя - панорама нравов и традиций в нарочито искаженном зеркале сатиры. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» - все едкая сатира на действительность. «Со времени выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» русская литература приняла совершенно новое направление», - сказал о Гоголе Белинский. Гоголь преувеличивал и гиперболизировал ради пущей выразительности. Но писатель-сатирик, намеренно сгущая краски, стремился оставаться объективным: вершиной русской сатиры и по сей день остается бессмертная комедия Гоголя «Ревизор».
Перед нами небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни - произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей. Манера Гоголя - «собрать в одну кучу все дурное в России» и «разом надо всем посмеяться» - обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость, дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль мелкопоместного дворянства. Перед нами проходят яркие образы «столпов города», чинящих произвол и самодурство.
Гоголь не вывел в своей комедии «положительного героя». Положительным началом в «Ревизоре» стал сам «смех» - единственное «честное лицо» в комедии. «Это был смех, - писал Гоголь, - который весь излетает из светлой природы человека... потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».
Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира бичует, но и врачует во имя этой высокой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, в великую будущность которого верил беззаветно. Совсем по-иному видел задачу сатирика Антон Павлович Чехов: не государство отражается в человеке, а сам человек и есть государство, целостный и бесконечный мир. 
Прекрасный, благородный человек, Антон Павлович Чехов мечтал о той поре, когда люди станут красивы, счастливы и свободны: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Горький говорил о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней». Чехову было невыносимо лакейство, угодничество и духовное рабство. В «Смерти чиновника» Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который в театре случайно чихнул на статского советника. Чиновник с «говорящей» фамилией извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после многократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.



В рассказе «Толстый и тонкий» на вокзале случайно встретились два старинных приятеля. Радости от встречи нет конца, но вот тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, стал генералом. Тут же бледнеет от чинопочитания, конфузится: «На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило». Рассказ «Хамелеон» - притча о приспособленце. Полицейский Очумелов пытается выяснить, кому принадлежит собака, укусившая подгулявшего ювелира. «Хамелеон» меняет окраску в зависимости от того, кого толпа называет хозяином щенка. Если это высокопоставленное лицо, герой готов был «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Пусть смех порой горек, Чехов не глумится над человеческой бедой. Не всех героев Чехова ожидает беспросветность в жизни. Надя в рассказе «Невеста» нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, «футлярной» жизни и уехать учиться в столицу. Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек сам умаляет себя, как герой рассказа «Крыжовник», который всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести свое имение и посадить в нем крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась, и тут автор едко высмеивает ничтожность запросов тупого, жирного обывателя. Ведь сам Чехов говорил, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!». Благородная цель, труд и любовь - вот то, что может победить пошлость. Остальное не стоит даже пустого смеха, наводнившего отечественную юмористику в новом веке, который под дутой вседозволенностью не оставил места в русской литературе для полнокровной сатиры. Запретных тем в современной России стало столько, что Гоголю с Чеховым, творившим в тесных рамках царской цензуры, и слова бы не дали написать, а тем более - напечатать.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Сатирический нерв отечественной литературы (Сочинение опыт критического обобщения)