Свобода и изгнание в душе русского человека (Сочинение эссе на тему личной свободы) - сочинение

Я избрал эту тему сознательно, потому что пишу сочинение в школе с решетками на стенах, как говорится, в «местах не столь отдаленных». Свобода для меня - слово самое притягательное.
Проблема свободы - одна из самых важных и сложных, она волновала не только меня, но и многих мыслителей на протяжении многовековой истории человечества. Само понятие свободы изменчиво и противоречиво. Все в нем зависит от того, с какой стороны ты смотришь на свободу, то есть по какую сторону запоров ты находишься. Она может ассоциироваться с полным своеволием или отождествляться с сознательным решением, а то и с «осознанной необходимостью», о которой писал Ленин. Или с «благим беспределом» Бакунина. Для меня важно лишь то, что свобода - одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Но, увы, наша земная свобода не абсолютна.
Предельная грань свободы - искушение. В Библии читаем: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». И сказал змей жене: вкусите от древа знания добра и зла - не умрете, а будете как боги. Так перед перволюдьми возникла проблема - свобода выбора, а нам потом вечно каяться. Адам до грехопадения был причастен божественному всемогуществу, а после искушения попал под власть знания и навсегда утратил драгоценнейший дар Бога - свободу жить вечно. Получается, что одна свобода отрицает другую. Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, следовательно, абсолютной свободы быть не может. Нужно выбирать, кому как понравится.
Философия прошлого столетия показала, что свобода может стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться. «Человек хорош, обстоятельства плохи», - сказал тургеневский Базаров. Эти искусительные «обстоятельства» и есть свобода нашего выбора. Обстоятельства русской жизни были плачевны и неестественны, если их рассматривать с «нерусской» стороны. А с точки зрения русского человека, право на существование имеет только философия «надежды», которая согревает нас, когда мы лишимся свободы. 
Русский философ-идеалист Константин Леонтьев говорил, что «розовое» христианство Достоевского и Толстого лишено божественной сути, а только отражает гуманистические доктрины французских просветителей восемнадцатого века, которые были материалистами и прагматиками. Русская классическая литература учила, что полная свобода у нас только в изгнании и отрешении от мира. В чем же проявляется для русского человека стремление к свободе вообще? Хотелось бы думать, что не в безнаказанности.
Герою в русский народных сказках дается «в поле - две воли», как замшелый камень с условиями на выбор: «пойдешь направо - убиту быть», «пойдешь налево - женату быть». Сказка Константина Батюшкова «Странствователи и домоседы» помогла наметить два типа русского человека: «петербургский искатель» и «московский домосед», то есть попросту Чичиков и Манилов.



Странствователь Чичиков сродни двум типам литературных героев, вот они: вольные распоряжаться жизнью и желаниями других людей (Германн, Раскольников) и невольники жизни и чести (Чацкий, Онегин, Печорин). Для последних странствие сливается с изгнанием. Изгнание учит смирению: затеряться в человечестве, в толпе, в своем одиночестве. Уйти, чтобы остаться самим собой. Домосед Манилов сродни Обломову и вообще «проклятому» Домострою, старо- русскому укладу, ныне забытому. Вот выйду я на свободу и что тогда? «Я по свету немало хаживал», - поется в советской песне о нашей столице. «Охота к перемене мест» - отличительная черта третьего тысячелетия. Тут снова выбор: осесть дома или махнуть «за бугор»? Ты странствователь или домосед? В другой советской песне на слова Исаковского героем «много верст по свету пройдено». Но в той и другой песнях герои «советской нашей Родины не забыли... нигде». Но это касалось «советских» людей, а вот русских эмигрантов всех эпох мы до сих пор не сильно жаловали. Сразу после перестройки задумали вернуть «забытые» имена, да как-то снова «забыли» философа И. Ильина, этнографа С. Максимова, писателя А. Мельникова-Печерского и многих других. Непонятно, родными ли они нам остались или отжили свое по старинушке в новом тысячелетии. Может быть, это новое изгнание из наших умов живой памяти народной опять сакрально связано со свободой... или несвободой, которую мы сознательно выбираем? Тогда мне лучше остаться за решеткой до окончательного решения философского вопроса.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Свобода и изгнание в душе русского человека (Сочинение эссе на тему личной свободы)