Составление устных и письменных произведений - сочинение

Цель:             объяснить правила написания не с существительными (два варианта - вместе и отдельно); оказывать содействие усвоению этих правил учениками; учить детей применять полученные знания на практике; совершенствовать умение выполнять синтаксический и морфологический разборы; обогащать словарный запас учеников, расширять их культурный кругозор; развивать связную речь; память, логическое мышление, самостоятельность, творческие наклонности, эстетичные вкусы, умения анализировать, строить заключения; воспитывать у учеников наилучшие человеческие черты; вызвать интерес к познанию нового, любовь к работе и обучению.

Оборудование: мудрая девушка Маруся и королева Морфология (их портреты), карточки, опорные схемы, дидактический материал, учебник, игровые задачи.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок-поиск.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Прежде чем начнем урок, давайте выясним правила поведения, которых будем придерживаться ближайшие сорок пять минут. Эти правила помогут нам провести время урока организованно и эффективно, с их помощью мы достигнем поставленной цели.

Правила поведения на уроке.

    Умей говорить и слушать. 
    Уважай все высказанные мысли. 
    Будь вежливым: не обижай и не обижайся. 
    Будь активным. 
    Пиши и говори правильно. 


ІІ. Сообщение цели и задач урока.

На уроке мы погрузимся в сказочное путешествие вместе с известной вам героиней народной сказочки мудрой девушкой Марусей. Только на этот раз загадки ей будет загадывать не хитрый господин, а умная, но очень строгая королева Морфология. И первая загадка от королевы Морфологии касается темы нашего сегодняшнего урока. Королева Морфология спрашивает у Маруси, что сегодня будут изучать шестиклассники на уроке? И предлагает ребус. Давайте разгадаем ребус и поможем Марусе определить тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики разгадывают ребус «Существительное».

Подсказка:

Он взял себе на плечи большое дело - определять вещи,- Имя, наименование. Работа. Боль. И радость. И вдохновение.

Да, правильно, именно существительные мы будем с вами изучать сегодня на уроке, а именно, как пишутся существительные с частицей не — когда вместе, а когда отдельно. Запишем тему урока в тетради.

Ученики записывают тему урока в тетради: «Правописание частицы не с существительными вместе и отдельно».

ІІІ. Актуализация опорных знаний учеников.

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное - это самостоятельная часть речи. А теперь - покажите вы мне свои знания.

Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.

Іі. изучение нового материала

Королева Морфология будет называть загадки Маруси только из темы «Правописание частицы не с существительными». Поэтому, чтобы в дальнейшем помогать мудрой девушке, нам треба сейчас быстро и основательно выучить эту тему.

ІV. Метод «Мозговой штурм».

Ученики работают или последовательно по этапам, или одновременно в группах.

 

Этап 1 (исследование языкового материала).

    В народе говорят:
    Наибольшее увечье - безделье.
    У бездельника всегда неурожай.
    Бездельнику и ложка маленькой кажется.
    Не золотом прославляемся, а трудолюбивыми людьми.
    Где слово с делом расходится, там непорядки водятся.
    Человеческая работа - не ерунда, раскинуть не годится.
    Не одежда украшает человека, а добрые дела.
    Ему не хватает не умения, а желания.
    Не место красит человека, а человек место.
    Леность и небрежность - родные братья.
    Хвались не родственниками-орлами, а своими делами.

Ученики внимательно читают текст и выписывают слова-существительные, которые пишутся с частицей не вместе и отдельно. Учитель предлагает им самостоятельно сформулировать правила правописания частицы не с существительными.

Этап 2 (теоретическое осмысление).

Ученики составляют устное сообщение.

•  Пользуясь материалом из учебника и опорных схем, ученики готовят устное лингвистическое сообщение на тему «Написание не с существительными». Учитель предлагает им составить собственную опорную схему, «мини-шпаргалку».

Этап 3 (иллюстрация).

Ученики-Текстологи подбирают собственные примеры к каждому правилу, которое изучается.

2. Презентация работы групп.

3. Выполнение тренировочных упражнений.

Упражнение на перевод. Межпредметные связи.

Пользуясь российско-украинским фразеологическим словарем, сделать перевод русских фразеологизмов на украинский язык. Сравнить написание существительных с частицей не в украинском и русском языках.

Не в бровь, а в глаз. Не иголка - найдется. Не догма, а руководство к действию. Недосол на столе, а пересол на спине. Не жизнь, а малина. Не в службу, а в дружбу. Не хлебом единым живет человек. Несчастье свалилось на голову.

Эвристическая беседа.

•  Сравните написание существительных с частицей не в русском и украинском языках.  Можно ли правильно написать русские существительные с частицей не, если знаешь только правило, которое действует в украинском языке?

 

•  Почему русские и украинские существительные пишутся с частицей не по одним правилам? Как это явление можно объяснить?

4. Синонимический диктант.

Ученики записывают синонимы с не к словам, которые диктует учитель.

Угроза (опасность), выдумка (небылица), рабство (неволя), бедствие (недоля), враг (недруг), подозрение (недоверие), вранье (неправда), враждебность (неприязнь), молва (неслава), тревога (беспокойство), поражение (неудача), нерешительность (нерешительность).

5. Эвристическая беседа.

    Какую роль играет часть слова не в этих словах?
        При каких условиях представленные слова будут писаться отдельно от существительного? (Если не будет выступать отрицательной частицей, если в предложении будет противопоставление).

6. Проблемная задача.
Упражнение на развитие речи.

Ввести представленные слова в предложение, в которых не будет писаться отдельно от существительных (будет противопоставление или не будет выступать отрицательной частицей).

7. Закодированный диктант

КОД 1 Не пишем отдельно с существительным, так как в предложении есть противопоставления.

КОД 2 Не пишем отдельно, так как это отрицательная частица, которая отрицает то, что существительное означает.

КОД 3 Не пишем вместе, так как это префикс, слово нельзя заменить синонимом.

КОД 4 Не пишем вместе, так как это префикс, существительное без префикса не употребляется.

1 3 3 4 3 4 2 4







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Составление устных и письменных произведений