Тебя твой трон я ненавижу (Монархия одна из форм государственного правления) - сочинение

Монархист А.С. Пушкин так высказался о самодержавии: «Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона». Лично я с ним не согласен, но посмотрим на вещи трезво - у нас всегда были люди, стоящие как бы над законом. Ведь вплоть до 21-го века просматриваются черты самодержавия в методах правления Ленина, Сталина, Хрущева, и так вплоть до Ельцина и Путина. Любит наш народ сильную единоличную власть.
Россия до 1905 года оставалась абсолютной монархией, которая не является специфически русской формой правления. Она естественным образом вышла из патриархальной семьи. Семья переросла в род, из рода - в племя, из племени - в народ, из народа в - нацию. Из вождей, князьков, царьков и царей выкристаллизировались императоры. Все великие нации прошли этот путь, но монархии бывают разные. В самодержавной монархии верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается по наследству. Польская Речь Посполита была республикой по названию, возглавлялась выборными королями, а правил страной сейм, где каждый имел право вето. Византия была монархией, но в большинстве случаев императорский престол переходил к цареубийце по праву захвата. Какая же форма монархии была в России?
Известный теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал: «Монархия есть единоличная власть, подчиненная традициям нашей страны, ее вере и ее интересам, иначе говоря, власть одного лица». Более трех веков складывались основные черты российского абсолютизма: полное закрепощение крестьянства, наличие постоянной армии и полиции, регламентация всей жизни общества и государства. Это вовсе не то, что абсолютизм европейского типа. Европейский монарх стоял выше всякого права и закона, ему все дозволено, вплоть до уголовного преступления. Российский монарх - часть правовой системы, его полномочия устанавливаются законом, и он отвечает за свои действия только перед законом, Богом и своей совестью. А смысл понятия «самодержавие» заключается в независимости монарха от чужой воли (от армии, гвардии, народного голосования, иностранных держав, финансовых кругов).
Если же единовластие безбожно, бессовестно, бесчестно, антинационально, если оно оставляет за своей колесницей горы трупов «врагов народа», то это не монархия, а восточная деспотия. Аристотель давал такое определение: «Тирания - это искажение монархии. Это власть одного самолюбца, монарха, руководствующегося собственными интересами или интересами небольшого сообщества». Как это похоже на современность! Дело не в названии.
Крестьянские бунты, восстания и войны потрясали Россию на протяжении более чем трех веков. Крестьяне боролись против своего бедственного положения и беспощадно расправлялись с притеснителями. Казалось бы, борьба крестьян за освобождение не могла не быть направлена против монархии, которая закрепила их рабское положение, а значит, и против самодержавного монарха. Однако крестьянское сознание никогда не объединяло помещика и царя в единого врага. Крестьяне в царе всегда видели заступника, от которого можно ждать помощи и заботы. Царь - хорош, бояре - злы...



Царскую власть крестьяне понимают как данную Богом. Ведь и в церковных писаниях Бог - «Царь небесный», «Царь нетленный». Один царь - на небе, Другой - на земле. Уже само миропомазание на царство заставляло вспомнить Христа-помазанника, а потому и царя можно назвать богом. В 1721 году сенат присвоил Петру Великому титул императора, и Россия стала называться империей. Петр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранил от участия в государственных делах патриарха и Боярскую думу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет своими землями и государством, яко христьянский государь, управлять», - как написано в Петровском военном уставе. Король Франции Людовик XIV заявил: «Государство - это я!» и тем самым спровоцировал Великую Французскую революцию. Екатерина Великая после этой революции утверждала, что в России нет деспотизма, а «государь - есть источник всякие государственные и гражданские власти». Она подчеркивала национальную особенность русского правления; «Существующий в России порядок закономерен и единственно возможен. Всякое другое правление не только было бы вредно России, но и вконец разорительно». Мне кажется, что спасти Россию от окончательного краха может только русский самодержец, хотя я не сторонник монархии. Просто дела складываются так, что в скором времени русская земля будет русской только по названию.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Тебя твой трон я ненавижу (Монархия одна из форм государственного правления)