Тема войны в советской литературе (Сочинение исследование христианского аспекта в литературе о войне) - сочинение

До сих пор еще не родился новый русский Лев Толстой, который описал бы Великую Отечественную с христианских позиций так, как описал классик Первую Отечественную войну 1812 года. Но из всех писателей военной тематики ближе всего к этому подошел Василь Быков. В отличие от других писателей, которые ставили во главу угла своих произведений масштабные сражения и давали портреты командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. В его произведениях мало батальных сцен, поворотных исторических событий. Автор тонко передает глубинные психологические ощущения рядового солдата на войне за правое дело. Шаг за шагом он анализирует мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает даже его ранние работы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно».
В «Альпийской балладе» Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией: побег, погоня, любовь, смерть героя — приключенческая канва. Сюжет повести «Сотников» психологически острее: два партизана, Сотников и Рыбак, отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Сотников мог бы уклониться от интендантского задания по нездоровью, но вызывается показать боевым товарищам, что не чурается любой службы. Рыбаку же по душе быть поближе к кухне.
Вся повесть построена на противопоставлении. Сильный и сообразительный Рыбак скорей покажется героем, нежели слабый и больной Сотников. Рыбак всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход» и даже будущее предательство деловито обставляет частоколом оправданий. Сотников до последнего дыхания служит идее: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь?».



Внутренняя суть каждого из героев раскрывается неторопливо. Рыбак делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотни- кову полотенце, чтобы тот замотал им горло - сильный опекает слабого. А слабому остается только погибнуть или предать ради спасения бессильного тела. После ареста партизан полярность читательской симпатии резко меняется. Рыбак слишком прост для сложной игры с врагом и попадается в искусно расставленную ловушку, из которой два выхода - сделка с совестью или героическая гибель. Первое дает шанс выжить и вернуться к своим, второе - для обреченных слабаков вроде Сотникова. Сотников восходит на помост виселицы, как на трамплин для прыжка в вечность. Для Рыбака работа подручным палача становится вечным проклятием, от которого - только в петлю по пути Иуды, но и повеситься ему не дадут, пока не отмерится ему полной мерой за предательство. Недаром папа римский вручил Василю Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Творчество Василя Быкова отнюдь не христианское, в советский период развития отечественной литературы духовных писателей-баталистов и вовсе не было. Но у Быкова тогда был тонкий нравственный слух и теплое патриотическое чувство, которые не позволили автору сфальшивить.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Тема войны в советской литературе (Сочинение исследование христианского аспекта в литературе о войне)