Сочинения > Сочинения на свободную тему > Языковое чутье
Языковое чутье - сочинение


Языковое родство и методы его установления
Пушкин и Ломоносов. Литературно-языковое творчество




Современный человек все более уподобляется логическому механизму, и главным его психическим свойством считается мышление, способность решать умственные задачи - быстро и безошибочно. Такой взгляд, при всех его достоинствах, неполон и недостаточен, он обедняет возможности, заложенные в человеке, ибо приводит к недооценке индивидуальности, личностных качеств, духовного богатства, мира бессознательного. Это необъятный мир эмоций - от радости и горя до восприятия музыки, искусства, игры света; это и мир ценностных ориентации, любви, нравственных ценностей и выбора. К миру бессознательного принадлежит и интуиция, предчувствие. На первый взгляд, все эти процессы не поддаются определению. К числу подобных явлений относится и языковое чутье, обеспечивающее языковую (речевую) способность человека. В методике Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушинского это дар, величайшая ценность. Исходный тезис нашего предмета и нашей профессии - содействие овладению языком, родным и неродным, его средствами, структурой, закономерностями и правилами, пониманием чужой речи, устной и письменной, способностью мысли (внутренней речи, высказанной или нет, и ее устным и письменным структурированием). В этом состоит специфика языка как учебного предмета. Но, как бы по иронии судьбы, этот широкий диапазон владения языком намного богаче представлен в программах и методиках неродных языков, чем родного. Программы родного языка, как правило, ограничиваются теоретическими сведениями по фонетике, словообразованию, грамматике; в самое последнее время стали вводить сведения о структуре текста. Теория иллюстрируется примерами из литературы и их разборами ("разбирательством" - по В. П. Шереметевскому). Нет сомнения в том, что теория, и тем более разборы образцов, оказывают благотворное влияние на практику речи учащихся и как компонент языковой среды, и как ее осмысление. И все же недооценивается механизм овладения родной речью, неосознанное, практическое овладение языком на уровне внутренних обобщений. Здесь имеется в виду феномен речевого чутья (Sprachgefuhl - нем. ), который в наши дни либо вовсе не учитывается в методике, либо освещается как компонент занимательности. При этом игнорируется тот факт, что на протяжении тысячелетий этот феномен служил единственным каналом передачи языка новым поколениям, а также стимулом развития и усложнения самого языка - тысяч языков, подчас типологически удаленных один от другого. Феномен чутья совершенствовал также психические механизмы наших предков - творцов языка (не исключая гипотезы "дара слова", по Ф. И. Буслаеву). Сами языковые системы, непревзойденные по сложности связи, гибкости выразительных возможностей, постоянно продолжают совершенствоваться за счет подсознательных процессов, именуемых языковой интуицией. (Напомним, что на уровне подсознания, - или бессознательного, - действует также необъятный мир эмоций, интуиция в подсознании и в быту; воображение и творчество, как и ценностные, нравственные ориентации, убеждение, вера, содержат подсознательные компоненты. Язык и речь здесь совсем не исключения. ) Обратимся к современным ситуациям, позволяющим проследить механизмы языкового чутья. Феномен языкового чутья хорошо известен молодым родителям. Вот сценка. Алеше год и 4 месяца. Мама: "Алешенька, хочешь печенья? " - "Хочешь", - отвечает Алеша. Лингвист скажет: знаковой функцией глагольного слова Алеша уже владеет, но грамматика ему пока не нужна. Но проходит два месяца, и в подобной ситуации Алеша отвечает "Хочу...". Откуда у Алеши грамматика, как он "пришел" к форме лица? Ведь никто не учил его... Несмотря на кажущуюся простоту, явления языкового чутья изучены пока мало: его природа скрыта от носителей, подобно тому как скрыты механизмы эмоций, интуиции, тревожности, ценностных ориентации, нравственных порывов... Детскую речь исследовали в XIX - XX вв. К. Д. Ушинский (3-й, неоконченный том "Педагогической антропологии"), В. П. Вахтеров, К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, А. В. Миртов, Л. С. Выготский, известный лингвист А. Н. Гвоздев ("Вопросы изучения детской речи", 1961), Н. И. Жинкин, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин, Т. А. Ладыженская. Все они в какой-то мере касались форм и природы языкового чутья, но целостного понимания его механизмов все же нет до сих пор. Немногим более 10 лет спустя появляются и овладевают умами не одних лишь педагогов изумительные труды К. Д. Ушинского. Он пишет в статье "Родное слово" (опубл. в 1861 г.: "Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения... Язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ... Родной язык учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу... " (Педагогические сочинения: Б 6 т. - М., 1988. Т. 2. - С. 108 - 111). Блестящие труды Ушинского - учебные книги "Детский Мир", "Родное слово" (кн. I - III), его теоретические статьи и руководства для учителей - это пример создания именно той языковой среды, которая и опирается на языковое чутье, и формирует его. В науку о детской речи, о путях ее формирования вносит неоценимый вклад В. П. Вахтеров - он первым применяет статистику и показывает процесс формирования грамматического строя речи до 12-летнего возраста. В этом же русле - исследования Е. И. Тихеевой, А. В. Миртова, Т. А. Ладыженской. Ближе других подходит к механизмам языкового чутья и детского творчества К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" - как явствует из "Дневников", опубликованных лишь в 90-е годы XX в., каждое новое издание этой книги он выверял, шлифовал и дополнял. Считал эту книгу особенно важной - 21 издание при жизни автора. Самыми ранними факторами становления языковой личности являются семья, семейные влияния, круг дошкольного детства, позже - расширяющиеся круги образования и общения. Естественно, что в этих процессах субъект подвергается разнообразным влияниям, и у него постепенно вырабатываются критерии самоконтроля и языкового выбора - для выравнивания языковых контактов. В центре - семья, как творец языковой среды; позже - концентрические круги: круг знакомых, детский сад, школа - литература, театр... Напомним, что мысленная речь, само мышление, имеет ступени глубины, на этих уровнях и протекают процессы формирования языкового чутья, таких его инструментов, как внутренний самоконтроль, ориентация на адресата и особенно чутье стиля. Большинство исследователей языкового чутья обращались к дошкольному возрасту и, следовательно, как бы ограничивали его действие ранними периодами жизни и языкового развития. Создавалась иллюзия неприменимости интересующего нас закона языковой среды в школе. На самом деле языковая интуиция "бессрочна" и формируется не только в детстве и не только в родном языке. Это универсальная способность человека.

Похожие сочинения


Языковое родство и методы его установления
Пушкин и Ломоносов. Литературно-языковое творчество


ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее