художественное произведение русской литературы (Сочинение исследование об истоках русской литературы) - сочинение

Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Мы почти ничего не знаем о создании «Илиады» или Библии. Авторитетные исследователи оспаривают авторство Шекспира и Шолохова, приписывая их произведения другим творцам. Похоже, подошел черед для охаивания «Слова о полку Игореве» - слишком уж глубоким и мастерским кажется это произведение древнерусской литературы для канонов своего времени.
Абитуриенту не с руки выставлять оценки мэтрам литературы. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло восемь веков с рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям, несмотря на неясность происхождения ее текста. Честь первооткрывателя «Слова» принадлежит знатоку русской древности Мусину- Пушкину. «Слово» было найдено в 18-м веке в одном из старых монастырей. Оригинал его якобы сгорел в войну 1812 года в Москве, остался лишь один Екатерининский список.
Будь то подлинник или талантливая компиляция, но «Слово» рассказывает нам о реальном походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах 12-го века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников, которые невольно торили путь будущим монгольским завоевателям. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал, так как был болен. Он совершил свой поход через год в 1185 году. Князь пошел на половцев большей частью ради личной славы. Превосходящие силы врага разгромили Игореву дружину и взяли князя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил ворота» кочевникам на Русь. Этими же путями хлынут на Киев орды Батыя.
«Слово» состоит из вступления, трех частей и концовки. Текст наполнен аллюзиями и ассоциациями: во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, который прославлял воинские подвиги русских (варяжских) князей и «время Бусово», когда славяне, будущие русичи, воевали с готами в Причерноморье. Лишь один раз упоминается церковь, зато все сочинение пересыпано языческими перепевами, что подтверждает древность его происхождения. Создатель «Слова» стремится рассказать потомкам суровую правду своего времени. Первая часть «Слова» - рассказ о походе Игоря. Вторая часть переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные военачальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их необдуманный и преждевременный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению, что характерно любым средневековым империям.
Третья часть «Слова» - плач Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Героика поэмы типична для средневековья. Игорь - смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину и преисполнен благородства. Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен.



Его отважный брат Всеволод, сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене- красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря». Поэма заканчивается славословиями в честь Игоря, осознавшего и тяжело пережившего свою роковую ошибку. Безупречен киевский князь Святослав, как идеализировали в свое время Карла Великого или Александра Македонского. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом. Обаятельна жена Игоря - Ярославна. В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны. Большая роль в поэме отводится собирательному образу дружины, обязательному для средневековых хроник. Храбрая дружина (кстати, еще наполовину варяжская) сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину «русским золотом», автор укоряет Игоря за то, что он погубил это «богатство». Есть в поэме еще один образ - это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли. Показательно, что в тексте нет скандинавских личных имен, то есть русский автор сознательно выделяет Русь как независимое государственное и культурное образование. Чем бы ни закончилась полемика об авторстве «Слова», оно переживет писания полемистов и навсегда останется первым из дошедших до нас полнокровных произведений древнерусской литературы. Деревянная Русь горела слишком часто, чтобы нам надеяться на более богатое литературное наследство.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения на свободную тему > художественное произведение русской литературы (Сочинение исследование об истоках русской литературы)