Устное описание животных по собственным наблюдениям в художественном стиле - сочинение

Цель:           углубить знания учеников об описании как типе речи, научить составлять связные высказывания с элементами описания животных, обогатить словарный запас пятиклассников; развивать наглядно-образное мышление, внимание; оказывать содействие повышению культуры речи; воспитывать любовь и бережливое отношение к природе.

Оборудование: выставка литературы, рисунки и фото собак, любимые игрушки детей, индивидуальные карточки, словари.

Хорошо видит только сердце:

главнейшего глазам не видно.

А. де Сент-Экзюпери

Ход урока.

I. Этап ориентации.

1.    Метод предвидения «Кто это?».

Косматый врач

Живя рядом с человеком, этот «врач» положительно влияет на его здоровье. Владелец животных меньше болеет. Исследования подтверждают, что общение с четвероногим другом особенно полезно людям с заболеваниями сердца, нервной системы. В некоторых странах появились клиники, где этих животных специально держат для того, чтобы они радовали больных своим присутствием.

2.    Репродуктивная беседа.

    Кто же это животное?
    Почему именно о собаке мы будем вести сегодня беседу?
    Назвать известные вам стили и типы речи.
    Что характерно для каждого из типов речи?
    Над каким типом речи будем работать?
    Что называется описанием? Зачем мы им пользуемся?

 

II. Этап определения цели.

1.   Учредительная беседа.

- Ваша задача - описать животных. Это значит передать их признаки, передать то, что человек воспринимает зрением, слухом, прикосновеньем.

Защита эпиграфа. Как вы понимаете слова эпиграфа? (Ученики высказывают мысли).

Так, зрением воспринимаем внешний вид животных, а сердцем - его верность, преданность и безграничную любовь.

Итак, описывая животных, вы должны обратить внимание на их рост или размер, масть или окраску, форму туловища, глаз, ушей, хвоста, шерсть. Нужно и упомянуть о характерных особенностях характеров животных, но увлекаться рассказом не следует, так как произойдет подмена описания животных рассказом о их жизни.

    Как вы думаете, нужно ли умение описывать предметы, животных?
    Чему стремитесь научиться на этом уроке?

2.   Умственный штурм.

1)   Указать признаки научного стиля? (В научном стиле характеристика животных должна быть полной, без использования художественных средств. Употребляются слова с прямым значением).

2) Выделить важнейшие признаки художественного описания. (В художественном стиле образно передается отношение автора к изображаемому. В них используются эпитеты, сравнения).

3)   Подобрать синоним к слову собака. (Пес)

4) Какими местоимениями их можно заменить. (Он (м.р.), реже она (ж. р.).)

5)   Подобрать синонимы к названию молодых животных (щенок).

 

III. Этап проектирования.

1.   Опережающая задача (групповое).

- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы самостоятельно разделились на отдельные группы и получили задачу.

Представители 1 группы: подобрать и прочитать произведения художественной литературы, в которых рассказывается о собаках. Сделать выставку книжечек.

Ученики 2 группы: принести фотографии, рисунки своих любимцев.

Представители 3 группы: сделать выставку игрушечных собак. Подготовить стихи, загадки об этих животных.

2.   Игра «Микрофон».

    Какая цель вашей выставки? (Представитель каждой группы четко и конкретно дает ответ).
    Как учат относиться к животным писатели?
    Почему на ваших рисунках, фотографиях собаки изображены веселыми?

3.   Индивидуальная опережающая задача.

    На протяжении некоторого времени вы наблюдали за своими собаками или своих друзей. То интересное, что заметили, записывали в тетради.
    Поделитесь своими наблюдениями.

4.   Работа с карточками (Двое учеников работают возле доски).

Карточка № 1

Подобрать и записать яркие эпитеты к слову собака. (Умная, добродушная, кроткая, смелая, бесстрашная, дружелюбная, грациозная, выносливая).

Карточка № 2

Отредактировать представленные словосочетания.

На протяжении недели, настаивать, длительное время, один на один, следующий, встречать понимание, в заключение скажу. (На протяжении недели, настаивать, продолжительное время, один на один, следующий, объясниться, в завершение).

5.   Языковой поединок «Минутку думай и отвечай».

1)   Мама с дочкой наблюдали за тем, как весело игрались собаки. Они были в увлечении от этой игры.

2) Андрей поднялся с мягкого кресла. На него сразу же залез Рекс.

3)   Непрошеный гость проник в дом. Вдруг послышался собачий лай. Он быстро выпрыгнул через окно.

 

6.   Игра «Моя мысль лучшая». Работа в парах.

Из непривлекательного описания животных создать такое, чтобы все были в увлечении от услышанного. Несколько образованных словосочетаний ввести в предложение описательного характера.

Туловище короткое. Ноги кривые. Рост низкий. Шерсть жесткая. Хвост кургузый. Зубы мелкие. Глаза пустые. (Ученики обмениваются своими мнениями, зачитывают собственные варианты описания).

7.  Задача «Реклама». Создание монологов и диалогов. 

    8.     Реклама-Монолог. 

Придумайте и запишите такую рекламу о щенках, чтобы появилось немало желающих их приобрести.

9.   Реклама-Диалог.

Создайте диалог и разыграйте сценку между оптимистом (человеком, который в увлечении от собак) и пессимистом (человеком, который всем недоволен). Учитель делает итог выполненной работы.

IV. Этап организации выполнения плана деятельности.

- Хочу вам напомнить, что описание должно быть основным типом речи. Произведение должно раскрывать тему и подчиняться основной мысли. Вы должны придерживаться характерных особенностей художественного стиля. Используйте многозначные слова, синонимы, антонимы, употребляйте слова в переносном смысле. В произведении должно быть передано ваше отношение к животным: радость, увлечение, любопытство, любовь.

1. Работа над произведением-описанием. Коллективное составление ориентировочного плана

1)   Где живет животное, его порода, кличка?

2) Какое оно?

 

    размер («известное» - «новое»);
    масть животных;
    шерсть;
    форма туловища;
    глаза, нос, уши, хвост;
    особенности характеров.

 

3)   Чем привлекает меня это животное?

4) Определить, что является «известным» и «новым» в предложении?

МордочкаВ у собачки смешнаяН: маленькийН носикВ и, как жемчужинкиН, темныеН глазкиВ.

 

2.   Словарная копилка. В таблице записаны слова. Ориентируясь на нее, ученики выполняют взаимопроверку.

Одноцветный, черный, белоснежный, черный, шелковистый, мягкий, задорный, беспомощный, смирный, быстроногий, сильный, обозленный, прекрасный, доброжелательный, безжалостный, ловкий, чистокровный, ранимый, внимательный, сочувственный.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения описания > Устное описание животных по собственным наблюдениям в художественном стиле