👍Сочинение Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник») Образ героя в русской былине и эпосе народов мира Сочинения по древнерусской литературе
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник») Образ героя в русской былине и эпосе народов мира - сочинение

1.	Героические сказания в фольклорной традиции.
2.	Образ богатыря Ильи.
3.	Сказочное время в былине.
4.	Соловей-разбойник.
Как одно-то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!
Сказания о героях и их подвигах являются неотъемлемой частью фольклора любого народа. Древние греки наряду с богами чтили и прославленных героев, иногда даже обожествляя их, как, например, Геракла. Как правило, герой с детства сильно отличается от остальных людей. Но это отличие бывает разным: либо предназначение героя становится очевидным, как в случае с Гераклом, который еще в колыбели задушил змей, посланных богиней Герой; либо, напротив, выдающиеся качества будущего героя скрыты, и они долго не обнаруживают себя. Пример подобного героя мы находим в скандинавском эпосе: «Поздно ты, Хельги, / во 
ин могучий, / казной завладеешь / и Редульсвеллиром, — / орел кричит рано, — / коль будешь молчать, / пусть даже мужество, / князь, покажешь»., — говорит валькирия Хельги, сыну Хьерварда, который был чересчур молчалив («Старшая Эдда»).
Илья Муромец согласно былине тридцать три года просидел в избе своих родителей, не в силах подняться с места. Никто и помыслить не мог, что он станет богатырем. Число тридцать три отнюдь не случайно. Это одно из сакральных чисел, традиционно связываемых с Христом. Тридцать три года — это символический возраст, к которому человек должен понять, в чем его призвание. Для Ильи оно оказывается внезапным озарением. Возможно, даже правильнее сказать, что будущий богатырь переживает перерождение: благодаря странникам Илья понимает, что он не безнадежный калека, а здоровый человек. Пожалуй, его первый шаг был и его первым подвигом — победой над немощью, зачастую существующей лишь в воображении человека. Ведь любой человек часто отказывается от своих замыслов, уверяя себя, что у него нет для этого ни способностей, ни возможностей, ни сил, ни средств. Первый шаг всегда самый трудный. Шаг за пределы привычных представлений, за пределы отжившего прошлого... И истинный герой совершает свой первый подвиг — начало его пути.
Илья Муромец — это реальная личность; церковью он причислен клику святых. Как рассказывает былина, родился он в небольшом селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в семье простых крестьян. Родители уже были немолоды, а Илья был их единственным сыном. В этом тоже есть особый знак, напоминание о библейских сюжетах.
Время действия былин довольно условно. Имя князя Владимира Красное Солнышко традиционно ассоциируется с Владимиром Святославовичем, крестившим Русь (конец X



— начало XI веков). Однако между этими двумя фигурами Русский народный эпос вряд ли правомерно безоговорочно ставить знак равенства. Владимир Красное Солнышко, как и знаменитый король Артур, — персонаж легендарный, и в его образе едва ли разглядишь подлинные черты исторического князя Владимира Святого. Поэтому вряд ли жестко связывать события, о которых повествуется в былине, со временем правления вышеупомянутого князя. События любого эпоса, конечно, связаны с определенной эпохой, но, помимо этого, они происходят в своем собственном времени — времени сказок и легенд. Как Артур остается «Королем Былого и Грядущего», так и любой истинный герой пребывает одновременно в прошлом и будущем — в вечности. Победа над Соловьем-разбойником — один из первых подвигов Ильи на пути в «стольный Киев-град», ко двору Владимира Красное Солнышко. Характерно, что герой должен прокладывать свою дорогу, сражаясь с врагами: подъехав к городу Чернигову, Илья в одиночку побеждает целое войско. Следует отметить, что Илью не прельщает возможность стать воеводой в освобожденном городе: он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Но, оказав им помощь, он продолжает свой путь, потому что это его предназначение — сражаться со злом. Илья приезжает к «Грязи Черной», к «речке Смородине». Очевидно, что первое название представляется наиболее подходящим для обозначения местопребывания злодея — Соловья-разбойника. Что же касается «речки Смородины», то эта река из русских сказок имеет большое символическое значение. Во многих сказках по мосту через эту реку переезжает чудовище, и герой сказки вступает с ним в единоборство. Образ моста, на котором происходит поединок героя и антигероя, существует во многих фольклорных традициях. На самом же деле поединок, в который вступает герой — это бой с самим собой, со своим прошлым. Образ Соловья-разбойника, вероятно, связан с кочевыми племенами, совершавшими опустошительные набеги на Русь. То, как он описывается в былине, подтверждает эту гипотезу: «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревые цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» В этих словах словно ощущается мертвящее дыхание степного суховея, шум приближающихся вражеских полчищ. Илья Муромец совершает свои подвиги не ради награды, а ради Руси и русского народа; и в этом он находит себя и свое счастье. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он и не едет в ту сторону, где ожидает богатство — он едет в ту сторону, где грозит гибель. Но Илье Муромцу «смерть в бою не писана». Не воля князя и его бояр, а любовь к родной земле движет поступками богатыря: «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Так заканчивается «сказ» о «могучем богатыре Илье Муромце». Вернее, он так и не заканчивается, и в стране легенд богатырь Илья вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях, как и множество прославленных воинов, героев легенд и сказаний всех народов мира.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник») Образ героя в русской былине и эпосе народов мира