Весенний цикл календарной обрядности (материал для учителя) - сочинение

Целью таких обрядов было накликать быстрый приход весны и тепла, задобрить духов поля и дома, от которых, по мнению наших предков, зависел урожай и благосостояние.

Процесс воззвания весны не прекращался с завершением основных праздников зимней поры. Он продлевался и дальше - в частности в день Сретения, 15 февраля, который считался временем встречи зимы с летом, борьбы между ними и окончательной победы тепла над холодом и морозом.

В давность год делился не на 4 периода, а на 2 - время тепла и время холода, между которыми, как считалось, и точилась беспрерывная борьба. И лишь с переходом давних праславян от охоты к земледелию в человеческом воображении возникают основания для нового деления - согласно видам сельскохозяйственных работ, которые выполнялись в поле.

Как пора сева весна была чрезвычайно важным этапом в работе давних людей. От посева зависел будущий урожай. Поэтому весна возникала в сознании праславян как время повышенной активности в работе и обрядово-магической деятельности, которая должна была оказывать содействие выполнению весенних работ. Давние люди понимали важность естественных условий, от которых они зависели (быстрый или поздний приход тепла, весенние морозы, наводнения, дожди и т.п.), поэтому верили, что могут задобрить духи и божества, предрасположить их на свою сторону.

Трактуя своеобразным образом все явления природы и окружающего мира, давние праславяне выработали целостную систему обрядов, связанных с приходом весны и жизнью в этот период. Календарный год у наших предков начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. От этого времени день становился длиннее, чем ночь, и начинались главные весенние действа.

Весенний цикл, как и календарно-обрядовое творчество в целом, является системой ритуального поведения, где все магические действия неразрывно связаны с верой в магию слова. Так, одним из обрядов, которые осуществлялись под конец зимы или в начале весны, был обряд выпекания символических коржей в форме птиц, с которыми ходили люди, подняв их высоко над головой, призывая весну прийти на землю. Мифологической основой этого обряда является давнее представление о том, что весну приносят на крыльях птицы, которые возвращаются из теплых краев.

Наиболее распространенной на территории давних славян была обрядовая драма «Кострубонько». Суть ее в том, что люди торжественно жгли, топили или хоронили в гробу идола зимы, с причитаниями и похоронными обрядами, и этим провозглашали победу тепла над холодом. В ней прослеживается связь с древнейшими культами и верованиями. Большую роль в этом празднике играл и культ огня. В наши дни на отдельных территориях сохранилась традиция жечь ночью на Пасху большой ритуальный огонь, при котором осуществлялись магические действия под речитативное произнесение «Весну, запали, запали; Лихие силы отгони, отгони...».

На некоторых территориях, где остатки уничтоженного Кострубонька раскинут на полях с целью вызвать лучший урожай, это обрядовое мероприятие демонстрирует и давний обычай расчленять тело короля или волшебника и хоронить его в разных частях страны, чтобы обеспечить плодородие земли, людей и животных.

В праздниках весеннего периода чрезвычайный акцент делается на культе предков, который приобретает свое высочайшее проявление в Пасху - время поклонения Роду и умершим родственникам, которое происходило на протяжении недели и завершалось так называемой «Мертвецкой Пасхой». Ее празднование было связано с верой в то, что души предков вместе с птицами возвращаются из теплых краев.

Как и для других народов, весна для наших предков была периодом начала ритуальных игрищ или гульбищ, цель которых — накликать плодородие в природе, оказывать содействие плодородию полей.

Имели весенние традиции и хозяйственное значение, что прослеживается сквозь давние обычаи. Таким, в частности, были обряды первой борозды, что воссоздавали новогоднюю пахоту ритуалам, связанным с первым выгоном скота.

Значительное количество весенних игр воссоздает давние представления о мире и жизни, а также первоначальный уклад древних времен. Совершаясь в разные исторические периоды, они донесли к нам разнообразные взгляды на традиции.

В давность произведения, которые выполнялись в весенний период, были своеобразными магическими заговорами, направленными на то, чтобы ускорить весенние изменения: лес - зазеленеть; траву - прорости; посевы - подняться; цветы - расцвести.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Весенний цикл календарной обрядности (материал для учителя)