Волнительные сказания героических Времен Соотношение реального и художественного миров в былинах Киевской Руси - сочинение

Цель:  познакомить учеников с новым жанром устного народного творчества - былиной, в частности, с былинами Киевского цикла; учить учеников определять особенности поэтического языка былин; учить умению давать групповую и сравнительную характеристику героев; развивать навыки характеристики литературного персонажа; углублять понимание соотношения реального и художественного миров; развивать навыки описания произведения живописи.

Ход урока.

Почти тысячу лет тому назад в Киевской Руси возникли первые былины - устные народные рассказы о подвигах богатырей. В те далекие времена тревожно было на границах Русской земли. Печенеги, половцы нападали на Русь, сжигали села, истаптывали поля, а людей убивали или забирали в рабство. Беспокойно было и в самом государстве: воевали между собой русские князья, на дорогах караулили разбойники... Эти трудные времена нашли отображение в устном народном творчестве.

На сегодняшнем занятии мы начнем знакомство с новым для вас жанром фольклора, а именно - с былиной, определим особенности ее построения и поэтического языка, узнаем о главных героях песенного эпоса Киевской Руси. Вас ждет, надеюсь, интересное путешествие поэтическим миром народного творчества.

І. Актуализация опорных знаний.

•          Какие произведения мы называем фольклорными?

•          Какие жанры устного народного творчества вам известны?

•          С какими художественными средствами мы встречаемся в народных песнях и сказках?

•          Как строится народная сказка?

•          Какие группы героев встречаются в сказках?

ІІ. Аналитическая работа над образами былинных персонажей.

Все вы получили предварительную задачу: прочитать пересказы былин «Болезнь и исцеления Ильи», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин» под редакцией О. Н. Нечаева. Соответственно, сегодня, исследуя образы персонажей, вы будете работать в группах «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович», «Змей», «Тугарин». Кроме того, у нас есть теоретики, которые дома работали над определением смысла некоторых незнакомых вам слов и литературоведческими понятиями.

Опережающая задача группы теоретиков: определить значение таких слов и терминов:

1)         Былина — героико-патриотичная песня Киевской Руси о подвигах богатырей, для которой характерны объединения фантастических и исторических элементов.

2)         Эпическая песня — давнее фольклорное произведение, которое рассказывает о народных героях.

3)         Богатырь (по В. Далю) — «человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый; храбрый и счастливый воин, витязь».

4)         В. И. Даль — русский ученый-народовед, писатель. Его основная работа - «Толковый словарь живого великорусского языка». Издавал сборники русского фольклора.

5)         В. М. Васнецов — русский живописец, член общества передвижников. Автор картин, темы которых часто заимствовал в русском фольклоре. Принимал участие в росписи Владимирского собора в г. Киеве.

1. Составление карты родной земли.

В ходе ответов учеников с помощью ранее подготовленных иллюстраций составляется условная карта Руси. (На иллюстрациях должны быть элементы, перечисленные ниже).

•          Представьте себя богатырем и опишите Русскую землю, какой вы ее увидели. («Знаменитый огород Ростов», «стольный Киев-Град», «знаменитый город Рязань», «чистое поле», «Божьи церкви», «дорога прямоезжая», «села с приселками», «город Муром», «село Карачарово», «торжище»).

•          Красивой ли возникает в былинах Киевская Русь?

•          Но есть на Руси и не очень радушные места. Назовите их. («Почай-Река», «горы Сорочинские», «норы-пещеры»).

•          С кем они связаны? (Со Змеем, с Тугарином).

• Где нужно расположить их на нашей карте и почему? (Они располагаются на окраинах, поскольку символизируют вражеский мир).

2. Характеристика героев (группы получают карточки-памятки с планом характеристики).

2.1.      Задачи для групп, которые характеризуют богатырей.

1.         Выписать постоянные эпитеты и сравнения, с помощью которых создается образ богатыря.

2.         Найти описание оружия витязя.

3.         Найти описание богатырского коня и охарактеризовать отношение к нему героя.

4.         Охарактеризовать героя во время битвы.

5.         Охарактеризовать отношение к отцам.

6.         Определить особенности поведения в княжеских палатах.

2.2.      Задача для групп, которые характеризуют врагов Руси.

1.         Выписать эпитеты и сравнения, с помощью которых создается образ.

2.         Описание оружия персонажа, коня (если есть).

3.         Как герой проявляет себя в битве.

4.         Определить особенности поведения на княжеском банкете.

В ходе докладов членов групп составляется сравнительная таблица.

Богатыри.

1)         «Добрый молодец», «богатырь святорусский», «богатырь светлорадостный», «удаленький дородный добрый молодец».

2)         «Крест клал по-писанному, а поклоны вел по-ученому».

3)         «Там у матушки просил благословение... выручат из полона змеиного русских пленников». (Добрыня Никитич).

4)         «Благословите меня, батюшка с матушкой, богатырскую службу нести... нашу землю защитят». (Илья Муромец). «Благослови меня, родитель-батюшка, послужит князю Владимиру, нашу землю защитят». (Алеша Попович).

5)         «Алеша увертлив был, на лету ухватил рукой острый нож-жалище». Стал просить-приговаривать: «Ты пролейся, туча, частым дождичком, залей у Тугарина коня крылья огненные!». «...догадлив и сноровист был». (Алеша).

6)         «Богатырский меч», «латы кольчужные», «доспехи богатырские», «тугой лук разрывчатый», «стрелочки каленые», «палица богатырская», «копье долгомерное», «меч-кладенец», «меч булатный», «острый нож-кинжалище».

7) «А Добрыня проворен, увертлив, увернулся от хоботов змеиных», «метнул тот трехпудовый колпак в неприятеля», «утерся расшитым (матерью) платком и коня утер», «махнул над Змеем плеткой семишелковой», «отрубил все хоботы змеинве... все три головы... потоптал конем всех змеенышей». «Выпускал из полона народа множество».

Враги.

1)         «Тугарин-Собачище», Змей - «поганое чудовище».

2)         «Тугарин-Собачище»: «образам не молился», «с князьями, с боярами не здоровался», «расселся-развалился», «насмехается», «ендовыми пьет зелено вино», «по белому лебедю за раз глотал».

3)         «...метнул в Алешу ножом-кинжалищем», «взвился на крылатом коне под облака, чтобы... сверху ударить». (Тугарин).

4)3мей ведет «льстивые речи», «сыплет искры, огнем палит», «поклялся век не летать на землю Русскую и в плен не брать, да нарушил клятву-заповедь», «углядел в реке безоружного, кинулся вниз: “Ты теперь, Добрыня, у меня в руках”».

5)         Змей: «искры», «в трех головах, в двенадцати хоботах», «плохими крыльями солнце затмил».

6)         У Тугарина «конь на крыльях огненных был».

3. Обсуждение докладов.

•          Что общего в рассказах о детстве героев?

•          Чем отличаются годы их детства?

•          Можно ли сказать, что в определенный период своей жизни герои оказались перед выбором?

•          Почему герои избрали путь воина?

•          Что получили и что потеряли богатыри, сделав свой выбор?

•          По какой причини, приняв решение, просят благословения родителей?

•          Как родители отнеслись к решению своих детей и почему?

•          Можем ли сказать, что наряду с общими чертами герои имеют индивидуальные особенности характера? (Да, Илья Муромец могущественный и опытный, Добрыня Никитич знает грамоту, талантливый гусляр, Алеша Попович веселый, сообразительный, хитрый).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Волнительные сказания героических Времен Соотношение реального и художественного миров в былинах Киевской Руси