Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Вопрос о самобытности русской культуры середины XIX века
Вопрос о самобытности русской культуры середины XIX века - сочинение


Фольклор в оценке общественных направлений середины XIX века
Основные пути развития художественной культуры XVII века
Значения произведений А.С.Пушкина для России и русской культуры



В XIX в. вопрос о самобытности русской культуры сделался одним из главных. Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. — те исторические события, которые наложили отпечаток на жизнь страны в первые десятилетия XIX в. Все столетие было проникнуто нарастанием демократических тенденций и усилением «духа народности».

Декабристы призывали писателей обратиться к изображению русской жизни, воспринимая народность как самобытность национальной культуры. Статьи о фольклоре и его отдельные публикации появлялись в периодических изданиях декабристов: журнале «Соревнователь просвещения и благотворения», альманахе «Мнемозина».

Писателей из среды декабристов привлекали преимущественно те произведения, в которых воплотился свободолюбивый дух народа: казачьи и разбойничьи песни, отголоски фольклора древнего Новгорода, исторические песни о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева. Декабристы идеализировали героическое прошлое отечества, что соответствовало пылкости их гражданских устремлений. К. Ф.

Рылеев назвал сборник своих поэм: «Думы». Знаменательно, что

произведения этого украинского фольклорного жанра записал в 1818 г. и опубликовал в 1819г. Н. А. Цертелев, который в те годы был тесно связан с декабристами. Для стихотворений Рылеева, названных думами, характерен пафос героики и свободолюбия — черты, свойственные и украинским народным думам. В предисловии к своему сборнику Рылеев писал: «Желание славить подвиги добродетельных или славных предков для русских не ново, не новы самый вид и название — думы. Дума, — продолжал он, — старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение».

Первая треть XIX в. — время, когда жил А. С. Пушкин. Вся деятельность поэта способствовала правильному пониманию значения фольклора в жизни и культуре народа. В незаконченной статье «О ничтожестве литературы русской» Пушкин подчеркивал, что словесность «рождается сама собою, от своих собственных начал». По его мнению, ошибка сподвижников Петра I заключалась в том, что их поколение «презрело безграмотную изустную народную словесность».

Художественное новаторство Пушкина — основоположника новой русской литературы и русского литературного языка — осуществлялось прежде всего на отечественной, национальной основе. Язык народа и его фольклор нераздельны: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка», — советовал поэт. Одним из первых он обратил внимание на быт и фольклор других народов многонациональной России.

Пушкин изучал фольклорные сборники, но главным источником для него было живое слово народа. В период расцвета многих устно-поэтических жанров поэт записывал сказки, песни, пословицы и проч. Не довольствуясь только богатым репертуаром своей няни Арины Родионовны, он посещал ярмарки, деревенские обрядовые праздники, в поминальные дни слушал причитания женщин на кладбище. В 1833 г. Пушкин отправился в Оренбургскую губернию, где в казачьей среде собирал устный материал для «Истории Пугачева».

Пушкин был дружен с выдающимися впоследствии фольклористами В.И. Далем и П.В. Киреевским. Киреевскому поэт передал 50 своих записей русских песен, ныне опубликованных.

Похожие сочинения


Фольклор в оценке общественных направлений середины XIX века
Основные пути развития художественной культуры XVII века
Значения произведений А.С.Пушкина для России и русской культуры

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее