Итоги развития русской литературы в пору Киевской Руси - сочинение

Нужно, впрочем, сказать, что сама церковная идеология в киевский период русской государственности не отличалась той исключительностью и теми притязаниями на подчинение себе светской культуры, какие обнаружились позднее, первоначально под влиянием событий татарского нашествия. В ту пору христианское мировоззрение ещё могло ладить с языческой мифологией, как это лучше всего доказывает «Слово о полку Игореве». Религиозная нетерпимость по отношению к иноверному Западу не достигла ещё тех размеров, которых она достигла опять-таки позже.

Об этом свидетельствует хотя бы «Хождение» паломника Даниила, не чуждающегося общения с латинянами и пользующегося услугами католика короля Балдуина. О том же говорят и брачные связи Ярослава и его семейства с царствующими домами Западной Европы. При дворе Ярослава жили изгнанники из европейских государств, в том числе члены правящих династий.

Как церковная, так и светская литература киевского периода в основном отличались ярко выраженной публицистической и нравоучительной направленностью, в значительной своей части содействуя выработке народного самосознания слагавшегося феодального государства. Этой задаче посвятила себя в большой степени не только светская повествовательная литература (летописная повесть, «Слово о полку Игореве»), но и литература житийная, проповедническая, паломническая. Для многих памятников этой литературы характерен лирический пафос, который часто облекался в форму отвлечённой риторики и усиленно выдвигал элементы символического параллелизма и абстракции в ущерб живой конкретности. Всюду почти в эту пору человеческая личность и человеческие взаимоотношения рассматриваются и освещаются в аспекте традиционных идейных формул; персонажи, фигурирующие в литературных произведениях, являются носителями установившихся религиозно-моральных и политических идей. Частная жизнь человека в её реальном быту и в психологическом проявлении не находит себе доступа в литературу. Человеческое поведение, как и исторические события, большею частью определяется в произведениях этого периода вмешательством посторонней внешней силы — доброй или злой. Меньше всего это вмешательство фигурирует или даже вовсе отсутствует в произведениях, вышедших из светской среды,— в «Слове о полку Игореве» и в некоторых летописных повестях, где человек проявляет часто самостоятельную инициативу и свободно распоряжается своей судьбой.

Все эти особенности с самого начала приводят к тому, что внешний и внутренний облик человека в основной массе литературных произведений, как и в произведениях иконописного искусства, даётся в условных, схематических чертах, создающих устойчивую стилистическую традицию, распространяющуюся и на описание действий и поступков персонажей и обстановки их жизни (ср., например, стилистические формулы воинского боя). Черты реалистического стиля, впрочем, можно найти в некоторых летописных рассказах, в повестях Киево-Печерского патерика, а также в апокрифах, но апокрифы относятся всецело к произведениям переводной литературы и, как произведения, противоречившие каноническим книгам, подвергались официальному запрещению, что, впрочем, не мешало их доступу в широкую читательскую среду. Проникновение апокрифа в оригинальную литературу содействовало обогащению её поэтическими элементами. В ещё большей мере этому содействовало использование письменной литературой устной легенды, народного предания и художественных средств эпической и песенной устной традиции, в свою очередь испытавших затем влияние книжной литературы.

Нет сомнений, что ещё в древнейшую пору на Руси существовали основные виды устнопоэтического творчества, в том числе и устный героический эпос. Этот эпос—наши былины — в народ, ной памяти прошёл через многие века и до сих пор ещё живёт в памяти сказителей, передающих своим слушателям героические предания о прошлом Русской земли,

Многие из отмеченных особенностей литературы киевского периода продолжали существовать и в последующие периоды развития древней русской литературы, видоизменяясь, однако, в процессе исторической жизни старой Руси.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Итоги развития русской литературы в пору Киевской Руси