Календарно обрядовые песни их разновидности Веснушки («Ой Весна Весна – Днем Красна» «Ой Ковала Кукушечка» «Кривой танец») - сочинение

Цель: узнать о возникновении народной обрядовой поэзии, ее разновидностях; выяснить главные календарные обряды украинцев весеннего периода; уметь выразительно и вдумчиво читать песни, комментировать их содержание; развивать память, культуру связную речь; умение грамотно, последовательно, логически высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; рационально использовать учебное время; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать интерес к устному народному творчеству, в частности к песне, ее обворожительности, милозвучности, красоте; прививать чувство почета, уважения к фольклорному наследию наших предков.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: тексты веснушек, музыкальное сопровождение к песням-текстам, дидактический материал (тестовые задачи, карточки); музыкальные обработки украинских веснушек Н. Лысенко (записи).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседы с вопросами:

• Любите ли вы слушать песни? Какие именно?

• Когда люди поют?

• Что необходимо для того, чтобы хорошо петь? (Голос, музыкальный слух, талант в исполнении и т.п.).

• Как песня влияет на внутреннее состояние человека?

• Почему, по вашему мнению, песня - это фольклорный жанр?

• Назовите несколько песен, которые не теряют своей актуальности?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

...Народные песни для Украины - все: и поэзия, и история,

и родительская могила. Песни эти - народная летопись,

живая яркая, преисполненная красок, истины,

которая раскрывает всю жизнь народа.

Н. Гоголь.

Украинские пространства являются столицей лирической поэзии. Отсюда песни неизвестных поэтов распространялись по всей славянщине.

Адам Мицкевич.

1. Вступительное слово учителя о фольклоре и обрядовой поэзии.

«Фольклор» - народная мудрость. В нем отражены мировоззренческие, этические и эстетичные взгляды народа.

Наука о фольклоре - фольклористика - исследует проблемы, которые принадлежат к общему обществоведению, изучает социальную природу, тематические просторы народного поэтического творчества, ее специфику и общие черты с другими типами искусства.

Истоки культуры достигают такие далекие исторические времена, когда еще не имели письменности и, разумеется, не было таких профессий, как писатели, но люд стремились воссоздать в словах свои впечатления, настроения, переживания, представления о природе и связи с нею, жизненные идеалы, оценивая людей, среди которых жили понятия о красоте, добре и зле.

Отголосок семейных и племенных представлений донесла к нам обрядовая поэзия. В патриархальном обществе сложилась фольклорная система, которая отвечала ритмам трудовых процессов, обслуживая праздники и будни; она содержала и неписаные правила поведения. Выработались определенные «сценарии» обрядов, в которых значительную роль играли песни и словесные формы, которые должны были оказывать содействие урожаю, здоровью, хорошим семейным отношениям. Фольклор был наиболее тесно связан с бытом.

К календарно-обрядовой поэзии принадлежат: колядки, щедровки, веснушки (гаевки, маевки), купальские, русальные, петривочные, жатвенные.

В календарно-обрядовой поэзии объединялись языческая вера и христианская.

2. Народная песня, ее особенности.

Народная песня проникает «на слух». При устной передаче слово выступает в органическом объединении с интонацией, жестом, мимикой, мелодией.

Своими происхождением и сутью песня является искусством общенародным; независимо от того, авторская или анонимная, она ориентирована на массовое восприятие и усвоение. Цель каждой песни — не столько выразить личность поэта, сколько привлечь слушателей к сопереживанию, что, как правило, всегда удается, как справедливо заметил И. Франко, поскольку «народный поэт создает песню из того материала впечатлений и идей, которым живет целая масса его земляков...» Итак, его песня является каким-то выражением мысли, устремлений многих, и только таким образом она становится способной к восприятию и усвоению ее.

Будучи усвоенной, песня часто помогает проявить настроения и чувства певца даже тогда, когда его ситуация только отдаленно напоминает воспроизведенную в песне.

Народная песня еще и в давние времена имела самостоятельное значение, т.е. она не служила только для украшения и разъяснения обряда, не была только дополнением, а служила также для удовлетворения социально-эстетичных, художественных потребностей народа.

3. Теория литературы.

3.1. Народная песня - небольшое музыкально-поэтическое произведение строфической формы, автором которого является народ.

3.2. Анафора (гр. - подъем), единоначало - повторение одинаковых звуков, слогов или словосочетаний в начале стихотворных строк или строф.

3.3. Рефрен (фр.) - повторение группы слов, одного или нескольких стихотворных строк в конце строфы или строки.

6. Обработка песен весеннего календарного цикла.

6.1. «Ой весна, весна - днем красна».

6.1.1. Прослушивание песни в музыкальном сопровождении или ее выразительное чтение.

6.1.2. Тема: изображение прихода весны, без которой не будет лета, а значит, и тепла, урожая.

6.1.3. Идея: прославление необходимости прихода весны, ее желаемого ожидания.

6.1.4. Основная мысль: весна - пора года, когда все в природе обновляется, оживает; именно она является ожиданием людей на хороший урожай, приплод скота, благосостояние.

6.1.5. Композиция: поэзия построена в форме диалога. Формулируется дважды вопрос: «Что же ты, весна, принесла?», на который подаются подробные ответы.

6.1.6. Обсуждение содержания поэзии с вопросами:

• Что ощущает каждый человек с приходом весны? Чем это объяснить?

• Почему люди получают радость, удовлетворение, чувство приподнятости в весенний период?

• Как понять то, что весну называют красной?

• Объясните, что имеется в виду, когда говорится о весне, которая принесла леточко?

• Найдите и прочитайте в тексте поэзии о дарах, принесенных весной («житечко», «озимую пшеницу», «всякий хлеб», «розовый цветочек», «душистое зельечко», «ягненок», «теленок»).

• Докажите, что «Ой весна, весна - днем красна» является веснушкой.

• Для чего народ составил эту поэзию?

• Почему в песне к весне обращаются как к живому существу?

6.2. «Ой ковала кукушечка».

6.2.1. Выразительное чтение обрядовой поэзии.

6.2.2. Тема: изображение продолжительного времени кукования кукушки (воскресенье, понедельник, вторник…).

6.2.3. Идея: просьба людей к кукушке, чтобы она как можно больше им накуковала.

6.2.4. Основная мысль:

Пой, пой, Так как уже не будем, И не знаем, Или на год дождемся.

6.2.5. Обсуждение поэзии с вопросами:

• Что вам известно о кукушечке как птице?

• Для чего люди прислушиваются к кукованию кукушки?

• Когда начинает свое пение эта птичка?

• Почему кукушка в произведении названа товарищем?

• Какие художественные средства использованы в поэзии? Назовите их, приводя примеры из произведения.

6.3. «Кривой танец».

6.3.1. Ознакомление с текстом поэзии.

6.3.2. Тема: отображение танца, который символизирует неминуемый приход весны, а значит, и изменения в природе, в человеческом быту.

6.3.3. Идея: прославление мудрости, наблюдательности людей за изменениями в природе в весенний период.

6.3.4. Основная мысль: хороводы и пения - желание людей ускорить приход весны.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Календарно обрядовые песни их разновидности Веснушки («Ой Весна Весна – Днем Красна» «Ой Ковала Кукушечка» «Кривой танец»)