👍Сочинение Летописные сказания «Об учреждении Киева» «О Князе Олеге» Сочинения по древнерусской литературе
Летописные сказания «Об учреждении Киева» «О Князе Олеге» - сочинение

Цель: ознакомить учеников с содержанием летописных сказаний; формировать навыки выразительного чтения, детального и краткого пересказывания содержания прочитанного; развивать связную устную речь во время ведения диалога, способность строить заключения; воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших предков и их культурных достояний.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Вступительная часть.

Под сопровождение спокойной музыки зачитывается отрывок из Библии о создании мира и человека.

В начале Бог сотворил Небо и Землю. А земля пустая и пустая, и тьма была над бездной, и Дух Божий ходил над поверхностью воды. И сказал Бог: «Пусть произойдет свет!». И произошел свет. И увидел Бог свет, ,- и Бог назвал свет «День», а тьму назвал «Ночь». И был вечер, и было утро, - день первый. И сказал Бог: «Пусть произойдет твердь среди воды, и пусть отделяет она между водой и водой»... И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и пусть властвуют над морской рыбой, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей...

И создал Бог человека - маленькую частичку большой Вселенной, неведомой и загадочной. Тем не менее, каждая из этих маленьких частичек - это личность, назначение которой создавать прекрасное... Этот процесс творения длится и по сегодня. Человек, как и Первотворец многое изменил с тех давних времен, да и изменился сам. За многовековую историю планеты родилось и ушло в вечность немало художников: Нестор Летописец, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко и много других. О некоторых из них мы вспомним сегодня на уроке.

ИII. Изучение нового материала.

    1.    Вступительное слово учителя истории об объединении славянских земель и возникновении Древнерусского государства с центром в городе Киеве; о внедрении христианства, возникновении школ и начале создания первых рукописных книг. 
    2.    Слово учителя литературы о летописях: 

Из переводных книг в Киевской Руси большой популярностью пользовались переведенные с греческого языка хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Украины-Руси часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т.п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книгу, которая называлась летописью.

Что же такое летопись? Об этом найдите определение в хрестоматиях. (Ученики выразительно читают определения о летописи, помещенные в хрестоматии).

    2.     Работа с учебником: обработка материала «Летописные сказания», пересказ их содержания.
    3.     Слово учителя.

В конце 30-х - в начале 40-х лет XI ст. завершено древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева - братьев Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбедь.

В начале XII ст. монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», которая распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее.

4.   Выразительное чтение летописи «Об учреждении Киева».

Сначала летопись читает подготовленный ученик, потом перечитывают несколько учеников.

Обсуждение прочитанного:

    О чем рассказывается в летописи?
    Назовите главных героев произведения.
    Детально перескажите летопись.
    Что нового вы узнали?

 

- А сейчас послушайте народный пересказ «Учреждение Киева».

Учитель читает пересказ.

5.   Наблюдение учеников над прочитанными произведениями.

    Что общее в этих двух образцах?
    Чем отличаются сказания?

Вывод: Итак, народный пересказ больше подобен сказке, а летописное сказание —хронике.

    6.     Работа над летописным рассказом «О князе Олеге». Вступительное слово учителя истории о князе Олеге как историческом лице.
    7.     Выразительное чтение летописи. Обсуждение прочитанного.
    8.     Инсценировка народного пересказа «Смерть Олега». Сделайте вывод об этих двух произведениях.

Ученики говорят, что летописный рассказ и народный пересказ очень похожи, по сути, они дублируют друг друга, лишь имеют разное начало.

IV.       Итоговая беседа об образцах прадавней литературы.

Во всех летописях есть очень краткие записи и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания.

Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

Сегодня на уроке вы познакомились с двумя образцами летописных сказаний. Надеюсь, что вы представили изображенные в них события и их участников, проникли в духовный мир персонажей, осознали выраженные в них общечеловеческие идеалы.

Помните, что каждый из вас - это также та маленькая частичка Вселенной, которую создал Бог, и в будущем вы также станете творцами. Кое-кто достигнет вершин в искусстве и культуре, кое-кто в науке, но кем бы вы не стали, всегда оставайтесь Человеком...

V.       Домашняя задача.

    Выразительно читать и пересказывать летописные рассказы.
    Выписать в тетради определения летописи.
    Найти дополнительные сведения о создании и оформлении рукописных книг.








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Летописные сказания «Об учреждении Киева» «О Князе Олеге»