👍Сочинение Народная сказка «О Жар птице и волке» Сочинения по древнерусской литературе
Народная сказка «О Жар птице и волке» - сочинение

Цель: Углубить знание учеников о фантастических сказках; вырабатывать

умение воссоздавать в воображении необыкновенные художественные картины; формировать привычки выразительного чтения сказки, делать авансы детей к объяснению личного восприятия и толкование сказки: учить детей различать добро и зло как в сказках, так и в жизни, воспитывать их гуманистами, духовно богатыми людьми.

Оборудование: иллюстрации из серии «В мире сказок»; рисунки учеников к сказке «О жар-птице и волке»; сборника «Украинские народные сказки».

тип урока: урок-исследование.

Сказка учит — как в мире жить. Народная мудрость

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников

Дети, из предыдущих уроков мы с вами узнали, что сказка выражает общественный опыт людей. В ней противопоставляется добро и зло, отображаются наилучшие черты нашего национального характера.

    О которых это сказках я говорю? («Мудрая девушка», «О правде и несправедливости»)

VI. А к какой группе принадлежат эти сказки? (К бытовым)

VII.А если в сказке появятся фантастические персонажи, чудодейственные предметы, сверхъестественные явления, то которая это сказка? (Волшебная) Правильно, такие сказки еще называют фантастическими.

Итак, сегодня перед вами стоит необыкновенная задача: вы сегодня не просто ученики, а исследователи. И исследовать мы будем фантастическую сказку «О жар-птице и волке». Вам нужно будет выяснить, чем отличаются фантастические сказки от бытовых.

А дать ответ на эту задачу вы сможете после того, как обработаем сказку. Обратите внимание на эпиграф к уроку (зачитываем). Нам нужно будет дать ответ: учит ли нас сказка, как жить в мире? Итак, решив эти задачи, вы научитесь различать добро и зло не только в сказке, а и в жизни, станете мудрее, духовно более богатый.

II. Работа со сказкой «О жар-птице и волке»

1. Творческая лаборатория.

1)      Ученики из рисунков, Какие они изготовили, составляют диафильм по смыслу сказки.

2)  Подобрать из текста сказки подписи к каждому (устно).

2. Деловая игра. Литературовед - учитель. Исследователи - ученики.

Дети, я вам уже говорила, что в нас необыкновенный урок, так как вы будете исследователями, а я - литературоведом.

3. Конкурс «Сказкознавцы».

1)      Как начинается сказка «О правде и несправедливости»? (Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что и не сказать...)

2)  Как начинается сказка «Мудрая девушка»? («Было себе два брата - один убогий, а второй богатый.)

3)      А как начинается сказка «О жар-птице и волке»? (Было в одного царя три сыновья: два умных, а третий - дурак.)

Учитель объявляет победителей конкурса.

4. Игра «Исследование».

Литературовед. Что общего вы заметили, когда мы принимали участие в конкурсе «Сазкознавци».

Исследователи. Сказочный рассказ содержит намек на то, что действие происходит не теперь, а когда-то. Это особенность начала почти каждой сказки.

Литературовед. Что еще особого вы заметили в сказках?

Исследователи. Каждой сказке характерные трехразовые повторы.

Литературовед. Давайте в тексте сказки «О жар-птице и волке» найдем трехразовые повторы.

Ученики зачитывают и комментируют:

1)   Три брата: два умных и один дурак - часто третий, наиболее молодой сын. Объясните, Почему это так?

2)   Три столба, три дороги.

    Что они символизируют? (Жизненные дороги.)
    Как характеризует каждого из сыновей сделанный выбор дороги? (Ученики объясняют.)

3)   Три задачи, Какие явились перед дураком: украсть жар-птицу, коня и панну.

4)   Трижды помогает мальчику волк. Литературовед. Читая сказку «О жар-птице и волке»,мы видим, что на помощь наиболее молодому сыну приходит «удивительный» помощник. Давайте назовем этого помощника. (Это волк)

—        А почему именно наиболее молодому сыну он помогает?
Исследователи. Так как он добрый, не пожалел голодному волку коня

своего, а звери в сказках помогают лишь добрым, мужественным и благородным людям.

— А какие вы еще знаете сказки, в которых героям помогает волк? (Русские сказки — «Василина Прекрасная» и прочие.)

Литературовед. А что еще необыкновенного вы увидели в сказке?

Исследователи. Дурак ездит на волке; Конь к половине золотой, к половине серебряный, да еще и везет; Волк превращается в панну, на коня; Волк оживляет парня с помощью целебной и живительной воды.

Литературовед. А бывает так в жизни?

Исследователи. Эти все необыкновенные предметы, события, помощники являются фантастическими, так как в жизни таких явлений не бывает.

Литературовед. Это какая сказка?

Исследователи. Эта сказка фантастическая.

Литературовед. Встречались ли мы с фантастическими событиями и необыкновенными героями в бытовых сказках?

Исследователи. Нет. Они появляются лишь в волшебных или в фантастических сказках.

Литературовед. Итак, сделайте вывод: чем отличаются фантастические сказки от бытовых?

Исследователи. В фантастических сказках есть «удивительный» помощник, который помогает герою, который прошел испытание на доброту и человечность; имеющиеся фантастические события и чудодейственные предметы.

III. Итог и обобщения урока

    Что нового вы узнали о сказках?
    Какие особенности фантастических сказок?
    Чего учит нас сказка «О жар-птице и волке»? (Добро побеждает зло. Если человек имеет доброе сердце, то ей помогают даже «удивительные» помощники.)
    А или бывает так в реальной жизни? И в реальной жизни всегда обнаружится кто-то, кто придет на помощь.
    Это учат нас сказки, как жить в мире?

IV Мотивация оценок

    V. Домашняя задача

    Прочитать сказку «Красный Иванко и заклятый город».
    Написать произведение-раздумье «Чего учит меня сказка “Красный Иванко и заклятый город”».








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Народная сказка «О Жар птице и волке»