Народные сказки Самостоятельное составление сказок - сочинение

Цель: вспомнить, что такое сказка, которая ее строение, выяснить жанру

разновидности сказок, рассмотреть строение и язык этого жанра на примере сказки «Котигорошко», научить детей воссоздавать в воображении художественные картины произведения, практически применять усвоенные средства выразительности, провести конкурс на лучшее оформление составленного произведения и на лучшую самостоятельно созданную сказку, воспитывать желание помогать другим и стремиться к справедливости.

Оборудование: украинские народные сказки, кукольные игрушки, произведения-сказки, составленные учениками.

Тип урока: урок усвоения и применение новых знаний и умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель

Виднеются крыльями из тумана лебеди розовые, Сыплют ночи в лиманы звезды сургучу. Заглядывает в оконное стекло сказка седыми глазами, Материнская добрая ласка у нее за плечами. Уч и т е ль. Наверное, никакие произведения не вызывают в нашей душе столько теплоты, как сказки. Они возвращают всех в беззаботное детство, преисполненное солнечным светом, улыбками родителей и самыми фантастическими мечтами.

II. Сообщение темы, цели урока

Учитель. Именно о сказке мы будем говорить сегодня.

III. Изложение материала

Учитель. Но давайте запишу, кто отсутствующий, чтобы работать над темой. Где журнал? (Учитель находит записку.)

ЗАПИСКА Если вы хотите получить журнал, то расскажите мне все, что хочу знать о сказках.

Баба-яга.

Учитель. Что будем делать? Соглашаемся?

Ученики. Да.

Заходит Баба-Яга: «Ну, что? Соглашаетесь?!» Она читает первый вопрос:

1.     Что такое сказка?

Баба-яга хочет читать, но не видит: «Я забыла очки, читайте Вы!». Следующие вопросы читает учительница:

2.     На какие разновидности делятся сказки?

а)         Какие это о животных?

б)         Какие волшебные?

в)         Социально быту?

    Какое строение сказок?
    Как нужно читать сказки?
    Проанализируйте мне сказку «Котигорошко»:

1)   Как начинается сказка? Это традиционное начало?

2)   Что сказал змей, когда прилетел домой и встретил братьев?

3)   Почему Котигорошка так назвали? (Прочитать)

4)   Какое выражение часто встречается в сказках, который говорит о быстром росте героя?

5)   Что свидетельствует о сверхъестественной силе малого героя (Котигорошка)?

6)   Сколько суток летала булава? Что вы можете сказать об этом числе? Какие вы еще знаете магические числа?

7)   Какие выражения, характерные для сказок, находим, когда описывается приход Котигорошка к змею, их встреча?

8)   Где и как состоялся бой героя-богатыря и змея?

9)   Как поблагодарили братья Котигорошкови за спасение? Правильно ли они совершили?

10)   Что вы можете сказать об именах людей, которых встретил Котигорошко (Вернигора, Вернидуб, Крутивус)?

11)   Есть ли это свидетельством их сверхъестественной силы и удивительных качеств?

12)   Что чаще всего используется в сказках, чтобы передать разговор двух человек? Зачитайте разговор Котигорошка и Вернигоры. Это диалог?

13)    Трижды приходил старичок к Котигорошковым друзьям. 3 - это магическое число? Почему?

14)    Тактично ли повел себя Котигорошко с дедушкой?

15)    Что вы можете сказать о поведении дедушки? Это злой творец?

16)    Живое ли дед в таких условиях, как большинство злых творцов, что изображаются в сказках?

17)    Кого встретил герой-богатырь в покоях? Часто ли в сказках лиходеи держат у себя красивых девушек?

18)    Снова, когда бьются дед с Котигорошком, встречаем выражение: «Биться или мириться» Или встречается это выражение в других сказках?

19)    Как повели себя друзья героя-богатыря после того, как он победил деда? Хорошо ли они совершили?

20)    Кто помог спастись Котигорошку с затруднительного положения? Котигорошко снова делает добро, хотя его раньше предали друзья. Почему?

21)    Разговаривают ли звери в других сказках?

22)    Что еще необыкновенное описывается, когда гриф долетел из Котигорошком в этот мир?

23)    Спасшись, богатырь-герой идет к дворцу, где братья не могут помириться, кто вступит в брак с королевной, и говорит: «Вы меня предали, - должен вас подвергнуть наказанию. Да и подверг наказанию». Всегда ли в сказках торжествует справедливость, добро побеждает зло, а главный герой вступает в брак с красивой девушкой?

24)    Какая тема этого произведения?

25)    Какая основная мысль произведения? Баба-яга. 360 лет живу я в мире, все сказки уже прочитала. А ещехотелось бы какую-то новенькую услышать!»

Кукольный спектакль сказки, составленной учениками

Жил себе дед и баба. Было в них две дочери: Машенька и Алёнка. Первая любила трудиться с утра до вечера, а вторая - в зеркало смотреть. Однажды приказали им дед с бабой:

Д е д. Пойдите к лесу, насобирайте грибов! Баба. Насобираете грибов, сделаем пирогов!

Пошли они. Идут, видят: пташечка летает над землей.

Машенька. Что произошло?

Птичка. Мойптенчик выпал из гнездышка, а лисица вблизи бегает, может съесть его!

Машенька (ОАлёнке). Поможем?

Алёнка. И это еще на дерево лезть. Нет, не хочу!

Помогла Машенька птичке.

Птичка. Благодарю, я тебе еще в приключении залога...

Пошли дальше. Встречают ежика, который никуда не может пойти, так как ножка застряла в ловушке.

Машенька. Что произошло, ёжик?

Еж. Ножка моя в ловушку попала. Не могу освободиться.

Машенька (Алёнке). Поможем?

Алёнка. И это еще нагибаться. Нет! Не хочу!

Помогла Машенька ежику.

Еж. Благодарю, я тебе еще в приключении залога...

Долго шли они или нет, увидели зайчика, который убегает от лисички.

Зайчик. Помогите! Бежит за мной лисица! Машенька (Алёнке). Поможем? Алёнка. Это что-то придумывать нужно. Нет! Не хочу! Спрятала Машенька зайчика в корзинку. Прибегает лисичка.

Лисичка. Здесь зайчик не пробегал? Машенька. Нет!

Зайчик. Благодарю,я тебе еще в приключении залога. Да и побежал.

Идут себе дальше сестрички. Увидели лужайку, где много грибов. Начали собирать.

Машенька быстро собирает, а Алёнка рассматривает. Аж вдруг появляется медведь.

Медведь. Кто здесь мои грибы собирает? Сейчас я вас съем.

Испугались девочки, но здесь неизвестно откуда прилетела пташечка, которой помогла Машенька, начала его клевать. А сестрички тем временем начали удирать. А здесь прибегает сердитая собака, которую выгнал из дома хозяин, хотел перекусать их.

Собака. Сейчас я вас перекусаю.

Но снова неизвестно откуда появился зайчик, которого спасла Машенька, собака бросилась за ним.

Сестрички, спасаясь от медведя и собаки, забрели. Но помог девочкам найти дорогую домой знакомый ежик.

Машенька. Благодарю тебя, ёжик.

Идут к избушке.

Алёнка. Благодарю тебя, сестрица. Вижу, если ты кому-то поможешь, то и тебя не оставят в беде.
Учитель. Нужно ли помогать тем, кто в этом нуждается, потому, что тебе помогут? Или это должно быть потому, что кому-то просто нужна помощь? Все мы должны делать добро.

Конкурс на знание сказок

Ученики за рисунками или цитатами из сказок отгадывают названия произведений.

Конкурс на лучше всего оформленную сказку

Баба-яга помогает определить лучше всего оформленную сказку. А удачную сказку, составленную детьми, определяют все присутствующие после прослушивания этих произведений.

IV. Подбивка итога урока

V. Домашняя задача







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Народные сказки Самостоятельное составление сказок