👍Сочинение Нестор Искандер (имя Искандер соответствует православному Александр) Сочинения по древнерусской литературе
Нестор Искандер (имя Искандер соответствует православному Александр) - сочинение

В полемическом памятнике, составленном в 1461 г. под заглавием «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню», неизвестный автор, видимо, Пахомий Логофет, в связи с событиями Флорентийской унии, в таких до предела напыщенных и вычурных выражениях говорит о Русской земле и о московском великом князе Василии Васильевиче как о хранителях подлинной православной святыни.

В послании к Василию III, относящемся к началу XVI в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т. е. Византия, пал от агарянского засилия; третий же Рим — Москва — стоит непоколебимо, а четвёртому Риму не бывать.

Эта зарождавшаяся уже во второй половине XV в. идея Москвы — третьего Рима, Москвы — преемницы всемирного царства, каким до тех пор считалась Византия, обусловливала, с одной стороны, идейное содержание целого ряда памятников литературы, а с другой стороны, культивировала тот пышный, торжественный стиль, который находился в соответствии с торжественностью и монументальностью самой идеи Москвы — наследницы политической и религиозной культуры Византии.

В качестве литературного отклика на завоевание Константинополя была написана неким Нестором-Искандером «Повесть о Царь-граде». Она представляет собой подробное описание всех военных перипетий, сопровождавших завоевание турками Константинополя.

Нестор-Искандер — по происхождению русский, православный, но с молодых лет очутившийся в Турции и обращенный в магометанство (магометанское имя Искандер соответствует православному Александр) — участвовал в осаде Константинополя, тайно сочувствуя грекам как христианам. Он, видимо, вёл дневниковые записи об осаде города, дополненные им, когда он вместе с турецкими войсками вошёл в Константинополь, сведениями, почерпнутыми у защитников Константинополя о том, что происходило в городе во время его осады. Впоследствии эти записи, видимо, были обработаны и дополнены каким-то книжником сведениями о создании Царьграда преимущественно на основе Хроники Георгия Амартола, а также вставками церковного характера (молитвы и знамения) и «пророческими предсказаниями» о последующих судьбах Царьграда. Этому же книжнику, нужно думать, принадлежит и стилистическая обработка повести в духе современных ей русских воинских повестей. В результате получилась повесть, осложнённая определённой религиозно-политической тенденцией. Она с сокращениями и без указания авторства Нестора-Искандера вошла в Хронограф, в летописные своды XVI в. и сохранилась в большом количестве рукописных сборников и отдельных списков XVI— XVIII вв.

Популярность повести на Руси была обусловлена тем, что в представлении официальных идеологов русского царства оно стало трактоваться в качестве преемника византийской политической и религиозной традиции. В этой повести имеется пророчество Льва Премудрого о «русом» народе, которому суждено освободить Царьград от власти неверных. И вот, путём замены «русый» на сходное «русский» возникло толкование, по которому освободителем Царьграда будет русский народ.

Начинается повесть с рассказа об основании в IV в. Царьграда императором Константином Флавием. После совета со своими вельможами Константин решает построить свою резиденцию в Византии. Во время постройки города появляется знамение: внезапно из норы выползает змей, и в то же время сверху падает орёл, подхватывает змея и поднимает его в воздух. Змей обвивается вокруг орла. Царь и все люди с ужасом смотрят, что будет дальше. Орёл, поднявшись высоко вверх, падает на землю, потому что он был одолён змеем. На помощь орлу приходят люди и убивают змея. Царь в великом ужасе созывает книжников и мудрецов, чтобы они растолковали ему это знамение. И они растолковывают его следующим образом: это место наречётся седьмохолмым, прославится и возвысится во всей вселенной выше других городов. Но в конце концов город этот будет покорён неверными. Орёл — знамение христианства, змей — знамение басурманства. То, что змей одолел орла,— значит, что басурманство одолеет христианство, а так как люди убили змея и освободили орла, то напоследок христиане возьмут Царьград и воцарятся в нём.

Дальше повествуется о том, как через большое количество времени это пророчество сбывается: «безбожный» царь Магмет, Амуратов сын, который до того был в согласии и мире с царём Константином (последний византийский царь, так же как и первый, носил имя Константин), пошёл войной на Царьград. Количество турок превосходило в огромной степени количество осаждённых в городе греков. Отбиваться грекам было очень трудно, потому что «один бился с тысячью, а два — с тьмою». Но греки необычайно сильно и энергично сопротивлялись. Автор передаёт все подробности осады Царьграда и рассказывает о бесконечном количестве приступов, сопровождавшихся огромными жертвами с обеих сторон, главным образом со стороны турецкой.

Турецкий султан садится на престол византийских царей, но если все предсказания относительно судьбы этого города сбылись, то — заключает автор — сбудется и предсказание Льва Премудрого о том, что русый род победит Измаила (т. е. магометан), возьмёт в свои руки Царьград и воцарится в нём.

Падение Константинополя должно было необычайно окрылить московскую официозную мысль и укрепить в ней представление о том, что погибшие религиозные и политические византийские ценности должны вновь возродиться уже на русской почве. К этому и сводился публицистический смысл повести Нестора-Искандера.

В дальнейшем повесть Нестора-Искандера — через посредство Хронографа — получила распространение в болгарских и сербских списках и отразилась в русских исторических произведениях XVI—XVII вв.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Нестор Искандер (имя Искандер соответствует православному Александр)