Писатель – Особенно Одаренный человек Книга в жизни людей Как писались книги в Киевской Руси - сочинение

Цель: определить роль писательской деятельности в создании книг, выяснить значение книги в жизни человека; проследить историю написания книг в Киевской Руси; развивать культуру связной речи, внимание, наблюдательность, навыки выразительно читать и воспринимать тексты художественной литературы, читательские вкусы; воспитывать уважительное отношение к творцам книг, письменного слова; прививать чувство любви к художественной литературе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: выставка книг художественной, учебной, справочной литературы; портретная галерея украинских писателей, творчество которых будет изучаться в 6-м классе; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседы с вопросами:

• Кто является авторами художественных произведений?

• Каких писателей вы знаете?

• Как вы думаете, легко ли быть писателем?

• Можно ли считать творцов устного народного творчества писателями? Собственные соображения обоснуйте.

• Как мы должны относиться к книге?

• Прокомментируйте выражение: «Солнце освещает человеку путь, книга дает ему крылья».

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    Книга учит, как на свете жить. Народная пословица.
    Жизнь без книги - дом без окна.
    Тюрьма глухая и темная, будто гроб.
    Сквозь окна книг свободы свет льется,
    Будущего виднеется даль.
    Д. Павлычко.
    Книги - морская глубина.
    Кто в них нырнет вплоть до дна,
    Тот, хотя и труда имел довольно,
    Дивные перлы выносит.
    И. Франко.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем путешествие, которое было начато еще в 5-м классе. Дорогие дети, оно вам понравилась? Надеюсь, да. Сколько фантазии, сказок, чудес, мифов, легенд, событий исторического прошлого уже вам известно.

Во время странствия литературой 6-го класса у нас будет возможность познакомиться с календарно-обрядовыми песнями, песнями литературного происхождения, произведениями выдающихся украинских писателей: Т. Шевченко, Леси Украинки, В. Винниченко, Н. Вороного, А. Довженко, Б. Гринченко, С. Руданского, С. Васильченко, Л. Костенко и многих других.

Каждое художественное произведение нас учит: любить родной край, природу; уважать родителей, взрослых; ценить дружбу, верность; критически относиться к человеческим недостаткам (вранье, праздность, коварство, хвастливость и др.)

Итак, предлагаю вам сделать наше путешествие интересным, захватывающим. Для этого необходимо осмысленно читать художественные произведения, учиться высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, проявлять активность, желание познать новое и интересное.

Пусть вам повезет, юные путешественники.

2. Писатель - особенно одаренный человек, его работа над художественным произведением.

Писатель - тот, кто пишет художественные произведения. Лицо, для которого литературная деятельность является профессией (Большой толковый словарь современного украинского языка).

- Легко ли быть писателем? На этот вопрос отвечают очень интересно, так как писатель - это учитель, актер, мудрец...Он тот, кто служит народу.

Писатель - мужественный, решительный человек, которого всегда отличает сила воли, целеустремленность, настойчивость, желание побеждать, преодолевая всяческие препятствия.

Много украинских писателей было расстреляно или пожизненно заключено за правдивое слово, за то, что они защищали родной край, культуру, веру, обычаи, обряды, называли Украину родной матушкой, а себя - ее сыновьями.

Читая то или иное произведение, мы вместе с писателем фантазируем, путешествуем в волшебный мир сказки, легенды, мифы; знакомимся с выдающимися историческими событиями и лицами; учимся ценить дружбу, верность, красоту природы, национальное искусство и культуру.

Итак давайте гордиться нашими художниками, уважать их, они того достойны!

3. Книга в жизни человека.

Кто из вас не любит книг? Наверное, нет такого человека. Сегодня тяжело представить себе человека - рабочего, интеллигента, бизнесмена - без личной библиотеки, без книг, журналов, газет. В народе говорят: «Кто много читает, тот много и знает».

Книги рассказывают замечательную сказку, интересную повесть, от которой становится на душе тепло и уютно, с их страниц звучат замечательные стихи, которые мы помним долго, а возможно, всю жизнь.

Именно из книг мы узнаем, как живут народы разных стран, как борются они за свободу; узнаем о больших открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растительном и животном мире. С давних времен ученые, писатели, философы отображали в книгах знания, опыт своего поколения, свои мысли и старались сохранить это для потомков.

А давно когда-то на свете не было книг, так как люди не умели еще их делать. «Страницами» первейших книг были камни, топоры, воинские щиты, стены пещер. Так как же не было ни бумаги, ни перьев или карандашей. Позднее люди додумались писать на глине, но разве на страницах-кирпичиках много напишешь? Настоящая бумага, похожая на то, на чем мы теперь пишем, люди научились делать несколько столетий тому назад, с того времени и начали во всех странах писать на бумаге.

Книга на Руси всегда была в большом почете. «Большая польза бывает от учения книжного. Книги - это реки, которые напаивают мир, это источники мудрости, ведь в них глубина не измерена, ныряя в которую, добываешь дорогие перлы», - пишет древнерусский летописец. Поэтому и понятно, почему в Киевской Руси существовало немало сборников книг при монастырях и церквях, при дворах князей и бояр. Об этом убедительно свидетельствуют разные исторические источники.

Сегодня мы используем опыт и знания, которые оставили для нас в книгах наши пращуры.

Как не следует читать художественную литературу.

В жизни встречается немало людей, которые неправильно читают книги, не осмысливают их содержание, не задумываются над прочитанным, не делают из этого определенных выводов. Они буквально «глотают» одну книгу за другой. О таких в народе говорят: «Плохой читатель по книге глазами водит, а душа у него стороной ходит», «Не в пользу книгу читать, когда лишь сливки хапать». Другие следят лишь за сюжетом, не погружаясь в чувства героев, художественные описания. Такое чтение приносит мало пользы.

Итак, ни компьютеры, ни телевизоры не могут заменить человеку счастливых часов общения с книгой.

4. «Похвала книгам» (фрагмент из «Повести временных лет»).

На Руси любили и ценили книгу. Когда вы полистаете летописи, рукописи того времени, вы увидите, с какой любовью, терпением и заботливостью создавались книги. Каждую книгу писали тогда от руки. Писали медленно, гусиным пером, буквы обрисовывали красиво, четко. Такое письмо называлось уставом. Книгочей писал не на бумаге, а на коже - пергаменте. Первые буквы абзаца он выводил красной краской и золотом, отсюда и такое выражение: писать с «красной строки» («красной строкой»), т.е. с нового абзаца. Книги украшались рисунками, миниатюрами, от латинского слова «миниум» - красная краска. Но миниатюры были чаще всего разноцветными. Очень утонченно оформлены первые известные у нас памятки письменности: «Остромирово Евангелие» (1056-1057) и «Изборники Святослава» (1073).

Обсуждение обработанного материала с вопросами:

• Что свидетельствует о том, что на Руси любили и ценили книгу?

• Какое письмо называлось уставом?

• В чем особенность технологии написания книг?

• Объясните выражение «писать с «красной строки».

• Какие вам известны первые памятки письменности?

• За что же хвалят книги?

5. Нестор летописец. Написание книг в Киевской Руси.

Нестор Летописец (около1056 – около 1113) - святой, писатель, летописец. Родился в 1056 году в Киеве. Семнадцатилетним юношей Нестор пришел к святой обители.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Писатель – Особенно Одаренный человек Книга в жизни людей Как писались книги в Киевской Руси