Российская слава отца Симеона - сочинение

О	монашеском подвижничестве отца Симеона мы со школы знаем мало, зато можем наконец объективно оценить подвиг гения - в московский период жизни Симеона Полоцкого было положено начало нормативному оформлению общерусского литературного языка, заложенного (будем наконец справедливы) на «восточных окраинах» Польши еще общеславянским подвижничеством Франциска Скори- ны. Полуазиатский московский двор царя Алексея Тишайшего, злейшего врага Польши, от соратников Симеона Полоцкого, бывших польских подданных, «латинистов», получил придворный язык, переводные и оригинальные научные книги, по которым учились царские и боярские дети.
Сразу после приезда в Москву Симеон Полоцкий организовал латинскую школу для подготовки кадров Приказа тайных дел. В 1667 году его с официальными пышностями провозгласили наставником царских детей. Как священнослужителю ему предоставили полное право на участие в Большом Московском соборе при двух вселенских патриархах. На нем он выступал в роли переводчика и полемизировал с деятелями раскола. Через год Симеон Полоцкий открывает независимую от церковной цензуры Верхнюю (то есть придворную) типографию, где печатает все свои произведения на русском языке, собственные переводы иностранных книг духовного, философского и естественнонаучного содержания. И все это - при лютом сопротивлении со стороны московского духовенства и боярства, открыто ненавидевших «латиниста». Но тем не менее поэт остается в фаворе у царя и в силе при дворе. Парадокса тут никакого нет, эту тему изучили исследователи творчества поэта еще в 19-м веке: Симеон Полоцкий был близким другом и наперсником московского царя Алексея Михайловича. Царь не расставался с ним до самой смерти. Полоцкий никогда не был в опале.
Тут от литературного и научно-педагогического подвига Полоцкого прямой путь к исследованию еще одного аспекта деятельности поэта: Симеон Полоцкий - политолог и придворный политик, доверительный советник царя. Правы были старорусские ненавистники Полоцкого - он привил «латинскую заразу» как самому царю, так и его детям. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году на престол сел старший брат будущего императора Петра Великого - царь Федор Алексеевич, сторонник сближения с Европой и зарождавшегося Просвещения, который мог сказать словами Полоцкого:
Аз - великое Российское Царство,



Славное в вере святой Государство. Он мог стать предшественником Петра в реформировании России, но царь-«латинист» Федор был отравлен консервативной придворной партией в 1682 году. За два года до его смерти из жизни ушел 50-летний монах Симеон. Федор Алексеевич повелел возвести поэту достойный памятник со стихотворной эпитафией, а над могилой посадить украинские ивы, столь полюбившиеся отцу Симеону в Киево- Могилянской духовной академии.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Российская слава отца Симеона