Страницами мифов - сочинение

Цель: Углубить знание учеников о мифологии украинского народа, ознакомить с его мифами; учить вести исследовательскую работу: создать устный мифологический словарь, модель создания мира; развивать умение работать с текстом, стремление к самовыражению через рисунок и художественное слово; воспитывать почет к прошлому нашего народа, к его духовным сокровищам.

Оборудование: Рисунок космического корабля, композиция из детских рисунков «Мифологический мир нашими глазами», иллюстрированный материал «Вирий — Земля — Люди», магнитофонные записи классической музыки, материал для создания моделей, страницы мины-учебника, книга С. Плачинди «Мифы и легенды давней Украины».

Тип урока: Нетрадиционный; урок-путешествие.

ХОД УРОКА

И. Введение (на фоне музыки)

Учитель. Священный миг... С внутренним трепетом, затаив дыхание, с любовью открываем золотые ворота украинской духовности. Перед нами таинственный мир наших предков и их творение - прекрасные, завершённые, оригинальные и могущественные мифы.

Мифы... Возникли в то время, когда у людей было сильное примитивное восприятие окружающего мира и они часто ощущали свое бессилие в борьбе со стихийными силами природы. Стремясь объяснить непонятные явления, человек с помощью воображения, фантазирование создавал мифы о сверхъестественных силах, которые якобы заселяют мир и вмешиваются в человеческую жизнь. Нет такого народа, который бы не имел своей мифологии. Мифы - это колыбель человеческого воображения, в котором баюкался каждый народ и все человечество.

Мифология украинского народа самая древняя, самая поэтичная в мире. Готовясь к сегодняшнему уроку, группа учеников исследовала происхождение и форму украинских мифов. Им слово.

    Мифы (от греческого — слово, басня, пересказ) — старинный народный рассказ о явлениях природы, исторические события или фантастические рассказы о богах, обоготворенных героях, мысленных существах.
    По форме миф напоминает сказку, он близкий также к легенде. Но от сказок отличается тем, что сказки во времена их образования воспринимали как плод фантазии, а к мифам относились как к Почему-то действительному или вероятному. Мифы также отличаются от легенд, которые рассказывают о реальных лицах или настоящих событиях.
    Славянские мифы, а особенно украинские, отличаются между мифами народов мира тем, что они очень тесно связаны с земледельческим бытом наших предков. В них преобладает прославление семьи, небесных светил, естественных явлений: солнца, месяца, зрение, мелкого дождика, ветра.

Учитель. Мы будем работать со страницей мины-учебника. Выполним первые задачи. А дома вы раскроете тайну образования мифических героев, составите и запишете диалог с любимым мифическим героем, в свою литературную копилку запишете слова и выражения, которые более всего запомнились. Это что же называем мифами? Выполните первую задачу страницы мины-учебника.

Учитель. Из седой давности существует мудрость: «Молись своим Богам - и тебе подчинится весь мир». Этой истине были верные наши предки. Понимая Слово и Волю своих Богов, они выживали, и побеждали. Наполним и мы сердце их свободолюбивыми заповедями, а душу - космической энергией и гармонией. Тема нашего урока: «Как совершался мир». Мы имеем уникальную возможность осуществить путешествие страницами первого издания воскрешенных из небытия языческих мифов, которые отшлифованы мышлениям тысяч и тысяч наших предков, согретые их глубокими чувствами. Это давно ожидаемая книга С. Плачинди «Мифы и легенды давней Украины».

Проблемная задача: «Что нас так волнует и привлекает в украинских мифах?»

II. Объявление темы и цели урока

Итак, отправляемся в загадочное путешествие с целью глубже познать свой родной народ, ощутить и понять его первую землю, ознакомиться из далеким былым.

Наша задача: ознакомиться с мифами давней Украины, их героями, создать устный мифологический словарь, смоделировать первую землю наших предков (мифы, модель, словарь).

В начале третьего тысячелетия мы отправляемся в путешествие на космическом корабле «Сокол». Выберите отважнейшего из вас. Это и будет наш капитан.

Поздравляю тебя, капитан. Не сбейся из курса, будь смелым и уверенным в своих силах. Первым помощником у тебя будет... Во время нашего путешествия ты должен составить маршрутную карту, которая поможет в конце странствия построить модель создания мира.

Готовясь к сегодняшнему путешествию, вы работали в группах:

    отыскивали и читали мифы давней Украины;
    готовили сообщение о мифических героях;
    рисовали иллюстрации и разыгрывали сценки «Как совершался мир».

III. Изучение нового материала

Капитан. Итак, члены экипажа, займите, пожалуйста, свои места. Отправляемся в неизведанный мир.

Ученики садятся группами: «Исследователи», «Художники, актеры», «Мифологи».

Учитель. Мне кажется, мы хорошо подготовились к путешествию, но забыли о важной детали - наше расположение духа. Передайте его рефлексией, обратившись к странице мины-учебника.

Капитан. Перед нами непроглядная тьма, густая, холодная, бесконечная. Ни Земли, ни Неба, ни Солнца. Только - Мрак. Ничего не видно.

Помощник капитана. Ни-Нет, я вижу Ока. Откуда летит оно? И - куда? Где взялось оно?

Исследователи. «Ока было всегда, оно было вечно. И из Вечности оно летело в Вечность».

Исследователи. «Оно летело из далеких Старых Миров, лишь бы образовать Новый Мир».

Мифологи. За представлениями мудрых наших предков, Ока - творец Вирию, Вселенной, Земли и всего сущего на ней.

Учитель. Что такое Вирий?

Мифологи. Вирий - остров во Вселенной, первая земля богов и мира.

Учитель. А как образовался Вирий? Зачитайте и выполните вторую задачу страницы мины-учебника.

Исследователи зачитывают и выполняют задачи страницы мины-учебника.

Учитель. Слово художникам.

Художники. На рисунке мы показали Первое дерево - Дуб - Стародуб с молодильними яблоками - плодами бессмертия и Соколом-Родом и Глазом, который своей слезой питает корни этого дерева.

Помощник капитана. Наша первая остановка — остров Вирий. (Цепляет название станции и рисунок на доске.)

Учитель. Это как же начал создавать Мир Сокол-Род? Прочитаем миф«Билобог и Чорнобог» за ролями.

Актеры зачитывают. Исследователи выполняют задачи.

Художники. А вот так мы вообразили этих богов. (Рисунок прикрепляют на доске.)

Учитель. Дети, припомните украинские народные сказки и назовите героя, который является символом тьмы и зла.

Исследователи. Во многих сказках мы встречаем образ Змея, злого, жестокого.

Учитель. Образ Змея пришел к нам из мифов. Расскажите об этом.

Исследователи рассказывают. Художники показывают рисунок Змея.

Учитель. А что произошло с белым пером? Расскажите и доработайте третью задачу страницы мины-учебника.

Исследователи пересказывают и выполняют задачи. Озвучить монолог Билобога нам помогут актеры.

Выходит Билобог (в белом) и Перун (в красной одежде со стрелами). Звучит монолог Билобога. Художники показывают рисунок и прикрепляют на доске.

Мифологи. В украинской мифологии Перун - бог дождя, молнии и грома. Один из главнейших персонажей древнеукраинской мифологии, «бог над богами».

Капитан. Экипаж, внимание! Черная туча закрывает Вирий. Налетел Змей, вот-вот должны глотнуть Сокола. Что это произошло?

Исследователи. В смертельном поединке сошлись Змей и Перун. Но не удалось Змею преодолеть Перуна, не стал Чорнобог Обладателем Вирию.

Капитан. Пролетаем над Прадубом, вижу, как Сокол-Род думу думает. О чем?

Исследователи. Он думает о том, как создать твердь, чтобы на ней была жизнь. Сокол заставляет Билобога нырнуть на дно озера Живой Воды, набрать золотого песку и рассеять во тьме, чтобы была твердь.

Исследователи зачитывают отрывок.

Помощник капитана. Итак, вторая остановка — станция «Земля». (Прикрепляет название станции.)

Художники показывают рисунок и прикрепляют на доске.

Капитан. Корабль теряет курс, слышится страшный грохот, через густую пылищу ничего не видно. Старший помощник, что это происходит?

Помощник капитана. Это не могут успокоиться Чорнобог со Змеем. Ведь образовалась Земля. Сильными телами, с низа, они бьют, толкают и ломают ее, так как понимают, что на Земле должны появиться умные создания, которые захотят иметь Свет и будут пренебрегать Тьму.

Капитан. Но что это? Пыль исчезает, идет первый густой теплый дождь.

Учитель. Что же образовалось после этого дождя?

Исследователи пересказывают. Художники показывают рисунок и прикрепляют его на доске.

Капитан. Вижу великана с трудной булавой, а рядом страшило - трехглавое, шестирукое, дев'ятиногое. Кто это такие?

Когда Чорнобог толкал снизу Вирий, то пробил остров пальцем, который обжег Перун. И стал палец каменным Чурбаном, который и превратился на Чура. А отращенный палец Чорнобога превратился на Пека.

Мифологи. Есть давняя украинская пословица: «Чур тебе, Пек».Чур - один из древнейших и популярнейший у украинцев домашних богов, охранник домашнего костра, тепла, уюта, бог благосостояния, обращение к которому якобы предохраняло человека от зла.

Мифологи. А Пек - бог Ада, войны, потасовок, беды. За поверьем, он очень пугливый, весьма боялся Чура. Поэтому и появилась такая пословица.

Художники показывают рисунок и прикрепляют на доске.

Капитан. Приближаемся к Соколу-Рода и Билобога. Они решают вопросы о том, как создать умное существо, которое бы могло жить на Земле и пользоваться ее богатствами.

Учитель. Подслушать этот разговор нам помогут актеры.

Актеры зачитывают диалог между Соколом и Билобогом.

Учитель. Это кто же эта женщина - красавица? Зачитайте.

Исследователи зачитывают.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по древнерусской литературе > Страницами мифов