Античная литература – исходная основа европейских литератур - сочинение

Цель:  выяснить, почему необходимо изучать античную литературу, сообщить, когда, где, какими народами создавалась античная литература, сделать выводы о причинах ее популярности; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать заинтересованность к изучению древних литератур.

Оборудование: портреты Гомера, Эсхила, Овидия, изображение архитектурных и скульптурных памяток античности, карточки с теоретическим материалом.

Тип урока:     урок усвоения нового материала.

    Вы возмужали в храме Гомеровом. А. Пушкин.
    Кто не видит вещим глазом
    Глуби трех тысячелетий,
    Тот в невежестве глубоком
    День за днем живет на свете.
    Й. В. Гете.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Однажды А. Пушкин, встретив Г. Гнедича, который переводил «Илиаду» Гомера и, увлеченный этим делом, совсем не появлялся на людях, был очень удивлен изменениями, которые произошли с поэтом-переводчиком. Пушкин высказал подмеченные им изменения такими словами: «Вы возмужали в храме Гомеровом». Но Гнедич никуда не ездил, и храмов Гомеровых не существует! Что же имел в виду великий поэт?

(Ответы учеников).

Храм Гомеров - это поэма «Илиада», дух которой пронизан гражданской доблестью древних греков, их мужеством и патриотизмом. Пушкин хотел сказать, что даже переводя такую книгу, человек испытает перемены к лучшему, ощущая на себе влияние этой гениальной поэмы.

2. Объяснение эпиграфа.

- Как вы понимаете слова Гете относительно темы, которую мы обсуждаем?

II.        Объявление темы и цели урока.

III.       Изучение нового материала.

1.         Слово учителя.

Зачем нужно изучать античную литературу?

Невозможно переоценить огромное влияние античной литературы на человечество, которое и до сих пор считает все, созданное в те времена, наилучшим.

Все, что нас окружает, влияет на нас постоянно и незаметно. Но много ли вокруг нас того, что мы бы назвали самым талантливым, саамы гениальным, самым совершенным? К сожалению, нет.

А теперь мы имеем возможность притронуться к культуре, которая считается гармоничной и совершенной, а, итак, можем и сами стать более просвещенными, более совершенными.

2.         Обращение к иллюстративному материалу.

(межпредметные связи).

Рассказ подготовленного ученика о памятках античного искусства (архитектура, прикладное искусство и т.п.).

3.         Работа с теоретическим материалом.

Прием «Броуновское движение».

Карточка № 1.

Что такое античная литература?

Термин «античный» происходит от латинского слова antiquus, что означает «древний».

Античная литература - это литература греко-римского рабовладельческого общества, которая имела наибольшее значение для формирования европейской культуры.

Карточка № 2.

Какими языками и народами создавалась античная литература?

Античная литература - это литература древних греков и римлян, которая представляет собой единство, образовывая особую ступеньку в развитии мировой литературы. Нужно помнить, что римская литература начала свое развитие значительно позднее греческой, создавалась на ее основе, используя ее опыт и достижения.

Греческая литература древнейшая из всех европейских литератур и единственная, что развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур.

Греки писали свои произведения древнегреческим языком, а римляне – на латинском.

Карточка № 3.

Какие жанры существовали в античной литературе?

В античной литературе возникли все литературные жанры, о чем свидетельствуют их, главным образом, греческие названия: эпическая поэма, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, новелла, роман. Именно в античные времена возникают теория стиля и художественной литературы.

Карточка № 4.

Когда происходило повышение интереса к эпохе античности?

Историческое значение античной литературы в мировом процессе настолько большое, что европейская литература неоднократно обращалась к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы художественной обработки.

Существенная ориентация на античность существовала в эпоху Возрождения, которая противопоставила аскетическому мировосприятию средневековья новое, гуманистическое мировосприятие, которое утверждало земную жизнь и земного человека. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождение» античности.

«В спасенных во время гибели Византии рукописях, в вырытых из руин Рима античных статуях перед удивленным Западом предстал новый мир - греческая давность; перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое было словно отблеск классической давности и которое в дальнейшем уже никогда не поднималось на такую высоту» (Ф. Энгельс).

Карточка № 5.

Когда повторно восстановился интерес к достояниям античности? Второй эпохой, для которой ориентация на античность была литературным образцом, был период классицизма XVII-XVIII ст.

Классицизм стремился к строгим неизменяемым правилам, которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Особым вниманием пользовалась «Поэтика» Аристотеля, с которой классицисты связывали закон трех единств в драме: единства места, времени, действия. Рассматривая свои правила как вечные нормы художественной литературы, классицисты считали своей задачей не только подражать древним поэтам, но и соревноваться с ними, чтобы превзойти их в соблюдении этих правил.

Карточка № 6.

В чем заключается заслуга античного искусства?

Создание идеала человека, хотя и в ограниченной статической форме, является исторической заслугой античной мысли и античного искусства.

Ведущая тема античной литературы - воспевание человека и его мира.

Карточка № 7.

Почему не все произведения античности дошли к нам?

Большое количество античных авторов незнакомы современному читателю. Например, из 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, из 120 драм Софокла - тоже 7, из 92 произведений Еврипида - 19.

В том, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие - нет, есть, конечно, элемент случайности, но не он сыграл решающую роль. Сохранялось большей частью то, что представляло интерес для поколений, которые жили в то время.

Главным материалом для письма, начиная с VII ст. до н.э., был папирус (пергамент появился позднее и был довольно дорогим материалом). Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Таким образом, к нам дошли лишь те произведения, которые постоянно переписывались из-за популярности у читателей разных времен.

4. Проверка усвоения знаний. Опрашивание.

VI. Итоги урока.

«Микрофон».

Ответ на вопрос: «Почему необходимо изучать античную литературу?».

V. Домашняя задача.

Прочитать древнегреческие мифы «Пигмалион и Галатея», «Сизиф», «Царь Мидас» и подготовить их пересказ.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Античная литература – исходная основа европейских литератур