Античная мифология и фольклор - сочинение

Античная литература опиралась на развивавшееся на протяжении веков устное народное творчество и переняла от него как некоторые внешние черты (например, формульность фольклора), так и определявшую его содержание мифологичность. Древние римляне, имевшие собственные верования (от них остались лишь отдельные следы), не позже VI — начала V в. до н.

э. начали заимствовать греческую мифологию, присваивая греческим богам имена римских божеств. Параллельно разрабатывался «римский миф» — легенды о создании Рима Рому лом, об Энее, о битве Горациев и Курищиев, о самоубийстве Лукреции, о сожжении руки Муцием Сценолой, о гусях, спасших Рим, и т. д. «Римский миф» в наиболее древней форме предстает у Вергилия как идея о предназначении Рима справедливо править миром, усмиряя дерзких и щадя покорных (сюда же можно отнести обожествление римских императоров).

Основа греческой мифологии. Античную теогонию (происхождение богов) можно свести к следующей схеме: из хаоса (гр.

зев, бездна, позже — беспорядок, неразбериха) возник упорядоченный мир — космос (гр. — порядок, мир, наряд, украшение, красота), первые боги: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Гартар (Бездна), Эрос (Любовь). От Геи родились Уран (Небо) и Понт (Море). Эти боги не имели внешней персонифицированной формы, ассоциировались со стихиями. Хотя здесь представлены три этапа рождения богов (Хаос — Гея — Уран и Понт), их аморфность настолько велика, что весь начальный период теогонии можно рассматривать как одно, I поколение. II поколение произошло от браков этих богов: Эреб и Пикта породили Трех мойр — богинь судьбы (Лахесис отмеряет жизнь, Клото прядет нить, Атропос обрезает нить судьбы), трех (Эриний — богинь мщения (Алекто, Мегеру и Тизифону), Гипно- Са — бога сна, Мома — бога злой насмешки, Немезиду — богиню справедливого возмездия, Танатоса — бога смерти, Харона — перевозчика душ через Стикс в царстве мертвых, Эриду — богиню раздора, Эфира — олицетворение воздуха и др. ; Гея и Хаос породили Пифона— ужасного змея; Гея и Тартар породили Тифона — огнедышащего великана и Ехидну — полуженщину-полузмею; Гея и Понт породили пять существ, в том числе Нерея — доброго морского старца, Форкия и его жену Кето — владык Морских чудовищ; Гея и Уран породили трех гекатонхейров — сторуких пятидесятиголовых великанов, трех киклопов (циклопов) — одноглазых Великанов, 13 гигантов, 12 титанов (среди них Океан, его жена Тефида; Гиперион, его жена Тейя; Фемида — Правосудие; Крон — Время, его жена Рея) и т.

д. От Крона и Реи рождается III поколение богов: Гестия — богиня домашнего очага, Деметра— богиня плодородия, Гера— богиня брака, покровительница моногамной семьи, Аид — бог подземного царства, Посейдон — бог морей, Зевс — младший сын, верховный бог греческого пантеона. К этому же поколению относятся порождения Океана и Тефиды — 3 000 богов рек, 3 000 океанид (в том числе Азия, Калипсо, Плуто, Стикс, Электра); порождения Нерея и Дориды — 50 нереид (в том числе Фетида, Галатея); дети Гипериона и Тейи — Гелиос (бог солнца), Селена (богиня Луны), Эос (богиня зари); дети Тавманта и Электры — Ирида (богиня Радуги), гарпии (отвратительные полуженщины-полуптицы); порождения Форкия и Кето — Ладон (дракон, охранявший сад с золотыми яблоками на Горе Атлас), граи (старухи, седые от рождения, с одним глазом и одним Зубом на троих), горгоны (Медуза, Сфено, Эвриала) и др.; порождения Тифона и Ехидны — Кербер, Лернейская гидра, Немейский лев, орел Зевса, Орф, Сфинкс, Химера; дети Иапета и Климены — Атлант, Прометей и др. К IV поколению относятся дети Зевса от женских божеств второго поколения: от Фемиды, второй жены (оры — богини порядка и справедливости); от Мнемозины (музы— богини искусств: Каллиопа — эпической поэзии, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — торжественных гимнов, Талия — комедии, Терпсихора — танца, Урания — астрономии, Эвтерпа — лирической поэзии, Эрато — любовной поэзии); от женских божеств третьего поколения: от Метиды, первой жены (Афина — богиня мудрости; Афина родилась из головы Зевса), от Эвриномы (хари-ты — богини красоты и радости жизни), от Дионы (Афродита— богиня любви и красоты), от Плуто (Тантал), от Лето (Аполлон — в классический период бог искусства и художественного вдохновения, Артемида — богиня охоты), от Деметры (Персефона), от Геры, третьей жены (Арес — бог войны, Геба — богиня юности, Гефест — бог огня и кузнечного дела и др.); от женских божеств четвертого поколения: от Эгины (Эак — судья в царстве мертвых), от Майи (Гермес — бог торговли, вестник богов) и др., а также цсти Зевса — боги и герои (смертные люди) от женских божеств и смертных женщин V—XII поколений: от Семелы (Дионис — бог шшоделия, умирающей и воскресающей природы, родился из бедра Зевса, фигура переходная от богов к героям), от Леды (Елена 11рекрасная, Полидевк), Данаи (Персей), Алкмены (Геракл) и др.

К четвертому поколению относятся также дети Посейдона (Антей, Тритон, Пегас, Протей, Полифем, Тезей и др.), Деметры (Плутос), Атланта (плеяды и др.), Гелиоса (Фаэтон и др.) и ряд мругих. Можно рассматривать поколения богов и героев не по отцу, и по материнской линии, тогда отнесение к поколениям будет иным. От поколения к поколению прослеживается ясно выраженная тенденция: бесформенное, бесполое начало — темные стихии — чудовища — антропоморфные боги— герои (смертные люди). От хаоса (беспорядка) — к космосу (порядку, гармонии), от уродливых форм — к прекрасным, гармоничным, идеальным формам.

Чудовища третьего поколения божеств немногочисленны и теряют способность к продолжению рода, уничтожаются героями. Боги четвертого поколения властвуют не столько над стихиями, сколько над сферами человеческой деятельности, сходятся со смертными, все меньше от них отличаясь. Олимпийские боги. Греко-римские соответствия богов. Боги третьего и четвертого поколений составили группу главных античных богов, так называемых двенадцати олимпийских богов: Зевс (у римлян ему соответствует Юпитер), его жена и сестра Гера (лат.

Юнона), его братья Аид (лат. Плутон) и Посейдон (лат. Нептун), его сестры Гестия (лат. Веста) и Деметра (лат. Церера), его сыновья Аполлон (лат. Аполлон), Арес (лат.

Марс), Гермес (лат. Меркурий), Гефест (лат. Вулкан), его дочери Афина (лат.

Минерва) и Артемида (лат. Диана).

Чтобы ввести в дюжину богов еще двух детей Зевса — Диониса (лат. Бахус, Вакх) и Афродиту (лат. Венера), был сложен миф о том, что Гестия, которой наскучили ссоры Богов, покинула Олимп, уступив место Дионису, а Афродита занимает место обычно пребывающего в подземном царстве Аида. Олимпийские боги воплощают упорядоченный космос в противоположность хаосу. Однако они сохранили и некоторые черты ч тонических божеств (произошедших от земли), подобно чудовищам и звероподобным существам первых поколений.

Перечислим также некоторые другие соответствия греческих и римских богов: Эрос— Амур, Крон— Сатурн, Ника— Виктория, Пан — Фавн, Тихе — Фортуна, Эос — Аврора, мойры — парки, музы — камены, хариты — грации; героев: Геракл — Геркулес, Одиссей — Улисс.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Античная мифология и фольклор