Беседа о внеклассном чтении Николай Олейник «Дочь Прометея» Урок внеклассного чтения - сочинение

Цель:           углубить представление учеников о Лесе Украинке как человеке, а не только как великого поэта и общественного деятеля; открыть ученикам мир ее чувств; развивать читательские навыки учеников, умение анализировать и комментировать прочитанное, развивать критическое мышление учеников; воспитывать умение уважать и ценить человеческие чувства, не терять чувства человеческого достоинства при любых обстоятельствах.

Тип урока: урок-беседа по внеклассному чтению.

Оборудование: портрет Леси Украинки, иллюстрации с образом Прометея.

    Я честь отдам титану Прометею, Который не создавал своих людей рабами, Который просветил не словом, а огнем, Боролся не в покорности, а упорно и мучился не три дня, а без счета... Я вслед его пойду.
    Леся Украинка.

 

Ход урока.

I.  Актуализация опорных знаний учеников.

«Мозговой штурм» - 5 минут.

I гр.— Кто такой Прометей?

II гр.— Как образ Прометея используется в художественной литературе?
Задача обеим группам — составить сенкан «Прометей».
Таблица вывешивается на доске.
Прометей.

    Мужественный, непокоренный
    Сочувствовал, учил, боролся
    Страдал из-за любви к людям
    Непокоренный

Обращаю внимание на слова Леси Украинки из драмы «В катакомбах» (на доске).

II. Объявление цели, задач урока.

Сегодня мы углубим знания, полученные на предыдущем уроке, о жизненном пути Леси Украинки, обратившись к книге Николая Олейника «Дочь Прометея». Книга Николая Олейника - не просто образец памятных вех в биографии Леси, это - ступени ее духовного становления. Леся с удивлением, а чаще всего с ужасом открывала для себя окружающий мир, который жил по волчьим законам насилия и вымогательства, в ее сознание входили такие понятия, как добро и зло, правда и несправедливость, богатство и бедность, свобода и рабство, революция и подвиг, народ и Родина. Так вот, давайте еще раз с автором книги пройдем жизненными дорогами одной из самых прекрасных дочерей человечества, чтобы проследить ее духовный рост и понять, почему она названа дочерью Прометея.

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Беседа с учениками.

Учитель. Как в детстве формировалась самобытная индивидуальность Леси? (Влияние родителей; тяга к народным обычаям; Леся - Жанна Д'арк; пример тетки Елены Антоновны; желание увидеть Мавку; начало болезни).

Задача группам: слушая ответы одноклассников, записывать на листы бумаги, какие черты характера формировались под влиянием событий у Леси. Варианты ответов:

    впечатлительность к чужому горю, сочувствию (история с теткой, кобзарем); любопытство к обычаям и традициям украинского народа (праздник Купала на Волыни); 
    тонкие литературные вкусы, желания самой писать (в кругу семьи); 
        желание активно действовать, противостоять злу (общество в Луцком замке); смелость (одна в лесу);
        мужество (болезнь);
            как проходило гражданское возмужание юной Леси? (Пример брата Михаила - студента; влияние Франко).


Итак, вне общественной жизни Леся себя не представляет, она хочет «...жить человеком, не скрипучим деревом, которое два века стоит, и оба без пользы».

    Чем может послужить Леся своему народу?
    Словом: «слово, мое ты единственное оружие, мы не должны погибнуть оба».
        Рассказать о силе Лесиной любви (рассказ о болезни и смерти Сергея Мержинского).
        Возле кровати умирающего Сергея Леся за одну ночь напишет драму «Одержимая» о том, как Мириам больно переживает потерю своего учителя - Иисуса Христа.
        Ощутите душевные страдания Леси в таких словах: «И что тебе сожгло душу, женщина?».
        Нет солнца в моей душе - ночь, ночь, понурая ночь.
        Где же еще большее горе, как не мочь отдать за друга душу?
            Смог ли бы кто-то из вас любить так, как Леся? (Заслушиваю 2-3 раздумья).

IV. Систематизация и обобщения изученного.

К сожалению, мы не можем детально останавливаться на других, не менее интересных страницах книги. И мне бы хотелось, чтобы мы все вместе проанализировали, почему же Леся - дочь Прометея? Что, по вашему мнению, соединяет Лесю с мифическим героем? Вспомните начало урока - сенкан «Прометей» на доске (работают и в группах, на больших листах заполняют таблицу).

(Два представители от каждой группы крепят лист на доске и комментируют коллективную запись).

Образец таблицы

 
  	Прометей 	

Леся
	 

Общее
  	  	Любовь к людям 	 
  	  	Мужество 	 
  	Умение стойко переносить невыносимые мучения 	 
  	Готовность к самопожертвованию ради людей 	 
  	

Старание
	сделать их свободными, независимыми 	 

(«орлиные
	

крылья имеем за
	плечами, сами же кандалами прикованы к Достоинство 	земле»)

Я думаю, что прекрасная книга Николая Олейника на примере судьбы Леси Украинки, которая своей удивительной одержимостью приобщилась к когорте потомков Прометея, учит нас не склонять голову перед всевластностью судьбы, формировать в себе высокие общественные идеалы и уметь их достойно отстаивать при любых обстоятельствах (звучит заключительный монолог Леси из книги «Дочь Прометея» в исполнении ученика).

V. Домашняя задача.

    Подготовиться к уроку «Литература родного края» по книге Светланы Кочерги «Ифигения в Тавриде» (страницы крымской летописи Леси Украинки).
    По выбору разделиться на группы, определить главного в группе и подготовить каждой группе защиту проекта по этой книге. Использовать экскурсию в Музей Леси Украинки в Ялте, который мы только что посетили.
    Использовать сведения из биографии Светланы Кочерги и материалы конкурса «Лесина осень в Ялте».








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Беседа о внеклассном чтении Николай Олейник «Дочь Прометея» Урок внеклассного чтения