Богдан Лепкий Коротко о писателе «Мышка» - сочинение

Цель:             помочь ученикам понять настоящие и истинные ценности в человеческой жизни; раскрыть трагизм и комизм ситуации, их роль в воплощении главной мысли произведения; побуждать учеников высказывать собственную мысль по поводу прочитанного, формировать жизненную позицию.

Тип урока:     урок проблемного поиска.

Форма проведения: урок с применением технологий критического мышления.

Оборудование: портрет писателя; биографические билеты; текст произведения; карточки с задачами для работы в группах; правила работы в группах; схемы для кубирования и составления сенкана; листы с вопросами для рефлексии.

И  горе других, других боль и мучение Для тебя тоже пусть будут не чужие. Человеческое в человеке - это высочайшая ценность, и дар этот необходимо всем нам беречь. Есть ценности, которые более всего дорогие, - Это глаза совести и сердце доброты.

В. Крищенко.

Ход урока.

Проблемный вопрос-раздумье: «Какой смысл в том, что человек приобретет целый мир, если он при этом потеряет самого себя?» (Библия).

Опережающая задача: прочитать произведение «Мышка...», подобрать пословицы или афоризмы, которые, по мнению учеников, касаются прочитанного, перед уроком записать на плакат или на доску, чтобы ими мог воспользоваться каждый, кто будет отвечать.

І. Вступительное слово учителя.

«В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, и только не пишут, для чего он родился» (Моисей Сафир).

 

Учитель. Бог наделил человека правом жизненного выбора. Поэтому каждый из нас рано или поздно задумывается над тем, зачем существует, для чего живет. В чем же заключается смысл жизни? В чем смысл жизни заключался для Б. Лепкого? (Смотря на «биографический билет», ученики комментируют основные вехи жизни писателя).

Во все времена жили люди, которые считали, что жить необходимо для себя и ради себя, часто за счет других. Случается, многие люди переступают через тех, кто рядом, не замечают тех, кто нуждается в их помощи. Но нужды существуют не только материальные

 

 (пища, одежда, жилье, телефон, компьютер...), а и духовные. Есть созданные веками моральные законы взаимопомощи, всепрощения, милосердия. О том, каким из них предоставляют преимущество герои произведения Б. Лепкого, правильно ли понимают смысл своей жизни, мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

Каждый из вас должен высказать собственную мысль по поводу прочитанного; дать оценку поступкам персонажей; определить авторскую позицию относительно изображенных в произведении событий; ответить на проблемный вопрос. Используя текст произведения «Мышка...» и пословицу и высказывание о добре и зле в поступках людей, четко обосновывайте свои соображения. А пока что...

II. Актуализация опорных знаний учеников.

Свободное письмо - произведение-ассоциация по выражению Б. Лепкого «Покинь на волну торг жизни...» или по эпиграфу.

III.  Осознание учениками материала, который изучается на уроке.

Проверка усвоения учениками содержания произведения.

1. Продолжите мою мысль.

Учитель зачитывает начало определенного эпизода, ученик продолжает рассказ, учитель контролирует, чтобы в работе приняло участие как можно больше учеников.

    Рассказывали, что теперь у них в городе страшно плохие времена... 
        У моих хозяев не то... «А хозяйка?» - спрашивают интересные мышки... 
        Раз как-то возвращает наша мышка и слышит - в доме Чужим духом пахнет... 
        Как мышка тот разговор услышала... (Предложить прочитать диалог хозяйки с матерью больного ребенка, который просит молока). 

2. Сохрани последнее слово за мной.

Ученики дома выписали цитату, фразу, слово, которые их взволновали; на оборотной стороне карточки - комментарий. На уроке одни зачитывают выписанное, а комментируют другие. После того свою версию понимания выражения предлагает тот, кто читал цитату.

Учитель, если необходимо, конкретизирует ученические ответы, подводит итоги, но не навязывает своих взглядов.

Например: «О, люди — это очень интересные создания!».

«Все с теми детьми, да и с теми детьми».

«Наговорившись вдоволь, мышка возвращает домов... Как тень мелькнет под стену, и шусть к норе. Только хвостик иногда выглядывает. Но и хвостика никто не видит, так как где теперь людям заглядывать под кровать. Им не до того». А до чего же?

IV. Осмысление знаний.

Определение проблематики произведения и его идейного содержания.

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с вопросами, ответ на которые дает возможность раскрыть затронутую автором проблему; каждый выполняет отдельную задачу, после чего идет обсуждение в группах, определяется проблема, которую спикер объявит после ответов учеников перед классом и запишет на соответствующих планшетах.

Карточка І.

1. В какое время происходят события в произведении Б. Лепкого?
Примечание. Эта война застала семью Лепких в Яремче, во время отдыха. Отель, где жила семья, взлетел в воздух. Была утрачена историческая драма «Мотря».

2. Прокомментируйте фразу: «Люди людей мордуют, не имеют времени работать на хлеб...».

3. Выполните кубирование слова «война» или составьте с ним сенкан.

4. Докажите или опровергните утверждение: «Мышка...» - произведение-предостережение.

(Проблема войны и мира.)

Карточка II.

1. Что дало Мышке основания сказать: «Мой хозяин страшный»?

2. Как он относится к жене?

3. Есть ли в произведении упоминание о детях?

4. Подберите слова, которыми можно охарактеризовать хозяев, или составьте сенканы с ключевыми словами «хозяин», «хозяйка».

(Проблема: жизненные нужды и жадность.)

Карточка III.

1. Возникло ли сочувствие к хозяевам мышки, когда вы узнали, что все их деньги уничтожены?

2. Трагической или смешной показалась вам эта ситуация? В чем комичность обстоятельств?

3. Найдите средства сатирической характеристики персонажей; раскройте позицию автора.

4. Какую заповедь, по вашему мнению, нарушили персонажи произведения? (Проблема: грех и наказания за него).

Карточка IV.

1. Хорошо ли жилось мышке у хозяев?

2. Почему же она и ее детки «шнурочком выбежали сквозь открытые двери на поле»?

3. Составьте информационную гроздь к слову «мышка».

Ассоциативный куст
 

Сочувствие

Милосердие

Стремление помочь другим

Любящая мать

Справедливость

Нетерпимость к несправедливости

Смелость

4. Что такое, по вашему мнению, совесть? Объясните, каким образом это слово касается героев произведения.

(Проблемы: ценности истинные и фальшивые; семья и воспитание детей).

Недописанные фразы на доске.

1.  Произведение «Мышка...» по жанру?

2.  Почему писатель изобразил мышку? Примечание. Б. Лепкий еще с детства полюбил сказки. Была







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Богдан Лепкий Коротко о писателе «Мышка»