👍Сочинение Брать Гримм Сказка «Госпожа метелица» и ее художественные особенности Сочинения по зарубежной литературе
Брать Гримм Сказка «Госпожа метелица» и ее художественные особенности - сочинение

Цель: помочь ученикам выяснить и оценить художественные особенности народной сказки, ее национальный колорит; развивать навыки выразительного чтения и пересказа с лицами, разыгрывание инсценировок; воспитывать эстетичные вкусы, культуру поведения и общения.

Оборудование: элементы декораций и одежды героев сказки «Госпожа метелица». Теория литературы: строение сказки, зачин, концовка, трехразовые повторы.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- Вы, наверное, заметили, что народные сказки похожи своим строением - начинаются фразами «Жили-Были...», «Жили себе...», «За морями, за лесами, за далекими краями...», «В одном царстве...», «В одной стране...», действие в них повторяется трижды, герои, как правило, не имеют собственных имен, а заканчивается все счастливо. Чем еще подобны сказки разных народов, каковы их особенности, чем они отличаются - об этом будет идти речь на сегодняшнем уроке.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

• Какой литературоведческий термин вспоминается вам после прочтения русской народной сказки «Морозко» и украинской народной сказки «Дедова дочь и бабья дочь»? (Странствующий сюжет).

• Чем сказки похожи, а чем отличны? (Похожи историями родной и неродной по материнской линии дочерей; характерами; концовкой; поучением. Непохожи: наличием других персонажей - отца-деда, Мороза и др.; пословицами и поговорками, национальным колоритом).

2. Литературный диктант.

(Здесь и дальше проводится по методике: учитель читает вопрос, ученики в тетрадях под соответствующим номером пишут ответ. Проверяются работы в парах, самостоятельно или учениками-ассистентами под руководством учителя. Каждый правильный ответ - 1 балл, который обозначается чернилами красного цвета на полях - соответственно «+» или «-».) время работы - 10-12 минут).

1) Какую работу выполняла падчерица? (Пряла).

2) За чем родная дочь прыгнула в колодец? (За починком).

3) Чего падчерица испугалась, увидев госпожу метелицу? (Ее больших зубов).

4) Кто просил помощи у девушек? (Хлеб и яблоня).

5) Когда шел снег? (Когда сбивалось перо в подушках госпожи Метелицы).

6) Что госпожа метелица подарила трудолюбивой девочке? (Золото).

7) Чем наградила госпожа метелица лентяйку? (Смолой).

8) Кто первым извещал о возвращении девушек и их успехах? (Петух).

9) Почему падчерица решила уйти от госпожи метелицы, хотя ей было у нее хорошо? (Соскучилась за отчим домом, родным краем).

10) Что означает выражение «отлегло от сердца»? (Успокоиться, перестать беспокоиться, бояться).

11) Когда родная дочь вдовы начала лениться на службе у госпожи метелицы? (На второй день).

12) Когда мачеха и сестра обрадовались падчерице, не знали, где и посадить? (Когда увидели на ней много золота).

IV. Формирование умений и навыков учеников.

1. Инсценировка эпизодов сказки «Госпожа метелица».

Подготовленные ученики (те, кто желают или по жеребьевке) ставят сценки цепочкой или импровизированно.

Эпизоды для инсценировки.

• разговор падчерицы и мачехи, их ссора. Диалог трудолюбивой девочки с печью, хлебом и яблоней.

• Встреча падчерицы и госпожи метелицы.

• разговор девочки с госпожой метелицей о возвращении домой.

• Падчерица возвращается к мачехе и сестре; реакция петуха.

• Путь лентяйки к госпоже метелице.

• Служба бездельницы у госпожи метелицы и ее «заработок».

• Возвращение родной дочери домой; реакция петуха.

К составлению диалогов подходить творчески, дополнять собственными репликами, деталями, наглядностью - декорациями и элементами костюмов.

2. Беседа о художественных особенностях сказки.

• Как называются слова, которыми традиционно начинается сказка? (Зачин) приведите пример из сказки «Госпожа метелица» и др.

• Какие «магические» числа чаще всего встречаются в сказках? (Три, семь, девять, двенадцать, тридцать три; в «Госпоже Метелице» - два).

• Что в сказке «Госпожа метелица» реальное, а что — фантастическое? (Тяжелая работа неродной дочери, несправедливое к ней отношение - реальное; персонаж госпожа Метелица, обсыпание золотом, подземное царство - фантастические).

• Почему герои часто не имеют собственных имен? (Так как их образы обобщены, и не важно, как их звать, важно, что и как они делают).

• Для чего повторяются события? (Чтобы сравнить поведение героев, их характеры).

• Чем завершается сказка? (Тем, что зло наказано, а добро торжествует).

3. Решение проблемно-поисковой задачи.

- Что олицетворяет смола, которую дочь вдовы за всю жизнь отмыть не могла? Свое утверждение обоснуйте. (Стыд, нехорошая слава. Африканская пословица говорит: «Имя - не одежда, запятнаешь - не отмоешь»).

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

    Укажите стрелочками «владельцев» пословиц: Кто сеет колючки, тот соберет чертополохи (французское) Везде хорошо, а дома лучше всего (французское) Лучше быть бедному, и в почете, чем богатому, и в позоре (немецкое) Хлеб не падает с неба - работать надо (польское). От лености все недостатки (испанское). имеешь честь - ты человек, а без чести - животное (индийское). 

VI. ДОмашняя задача.

Подготовиться к тематическому оцениванию.

Составить устный рассказ о том, какой была дальнейшая жизнь девушек-сестер.

VII. Итог урока.

Учитель. Известный украинский писатель Иван Яковлевич Франко, который также интересовался фольклором и тщательно собирал его, говорил о том, что если фольклорные произведения разных народов «являются мудростью, то, очевидно, мудростью международной». А выдающийся чешский педагог Януш Коменский отмечал: «Изучение мудрости поднимает и делает нас сильными и добродетельными». Итак, сильными и добродетельными!







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Брать Гримм Сказка «Госпожа метелица» и ее художественные особенности