Б Лепкий «Цвет счастья» Урок с применением технологии критического мышления - сочинение

Цель:             ознакомить учеников с интересными фактами жизни и творчества писателя; проанализировать содержание новеллы «Цвет счастья»; воспитывать понимание понятия «счастье» и желание быть счастливыми; развивать внимание, воображение, образное мышление, умение самостоятельно строить заключения, отстаивать свое мнение.

Ожидаемые результаты: знать интересные сведения о творческой личности Б. Лепкого, содержание новеллы, понятие «новелла»; уметь выразительно читать, находить важнейшие фрагменты, определять ключевые слова, составлять сенкан; конструктивно обосновывать свою позицию, понимать собственные переживания и чувства других, плодотворно работать в группе.

Оборудование: портрет Б. Лепкого, аудиозаписи песен «Слышишь, брат мой…», «Цветок-Душа», материалы для проведения интерактива «Ниточки души», «Цветы счастье», книжная выставка (произведения о счастье Г. Сковороды, О. Стороженко, И. Липы, А. де Сент-Экзюпери, Библия), карточки оценивания работы учеников в группах, оформленные проекты-исследования учеников.

Формы работы: работа в группах, взаимное опрашивание, метод «Пресс», «Кубирование», беседа, исследовательская работа, работа с дополнительной литературой, инсценировки..

 

Настоящее счастье нельзя вне себя искать. Оно внутри нас. Постоянно думай, чтобы познать себя.

Г. Сковорода.

Ход урока.

І. Организация учебной деятельности. Мотивационный этап.

1.  Выяснение эмоциональной готовности учеников к уроку («Светофор»: выбор цветной карточки).

2.  Музыкальная минутка.

Звучит музыка (аудиозапись песни в исполнении Н. Гнатюка «Пусть всегда все будет хорошо»).

 

3. Вступительное слово учителя.

Счастье, по мнению известного философа-просветителя Г.С.Сковороды, нужно искать не за морями, не в царских палатах, а в наших мыслях, в нашем сердце, в любви.

Нашу собственную судьбу мы должны создавать сами и вместе с тем уметь увидеть, что задолго до нашего рождения предыдущие поколения позаботились о нашем счастье.

Кто может сказать, что счастлив? Неужели тот, кто даже пальцем не пошевелил в своей беззаботной жизни? Хорошо подумайте над этим.

ІІ. Определение цели и планирование.

1. Наши ожидания.

Ученики заполняют «Карточку ожиданий»:

«Я хочу...», «Я могу...», «Буду сегодня...».

2. Интервью.

Как вы считаете, что такое счастье?

Если обратиться к толковому словарю, то прочитаем: «Счастье - это чувство и состояние полного высшего удовлетворения». Но каждый понимает его по-своему. Для одних - это семья, здоровье, для других - деньги, слава, богатство, а кто-то скажет, что счастье - это любимая работа, увлечение, друзья... Сколько людей, столько и мыслей...

Именно на этот вопрос мы с вами попробуем сегодня ответить.

3. Опережающие задачи.

Ученики класса заранее объединились в группы по собственному желанию. Каждая из них готовила рабочие материалы согласно характеру группы: «Литературоведы», «Исследователи-Языковеды», «Психологи», «Актеры-Искусствоведы».

ііі. Содержательно-поисковый этап.

1. Исследование-Поиск.

Прослушивание аудиозаписи песни «Слышишь, брат мой...» (муз. Л. Лепкого, сл. Б. Лепкого).

2. «Свободное письмо»: записывание чувств, образов.

«Сегодня украинскому писателю Богдану Лепкому возвращается его честное имя, а украинской литературе - его произведения. Возвращаются после долгого и несправедливого замалчивания. Даже известна везде, где живут украинцы, песня «Слышишь, брат мой...», что появилась из его стиха «Журавли», публиковалась без имени автора, как народная»,- так пишет о Б. С. Лепком литературовед Николай Ильницкий.

Итак, слово нашим литературоведам.

Группа І - «Литературоведы».

Подготовлен проект-презентация «Жизненный путь Б. Лепкого ( 1872-1941)»:

    детство; 
    семья; 
    окружение; 
    воспитание; 
    образование; 
    непересекающаяся личность. 

Группа II - «Психологи» - дополняют.

Жизненная позиция: приверженец движения, сотрудник журналов, литературных кружков, патриот.

Черты характера: мужественный, привередливый, добрый, трудолюбивый, умный, ответственный, тактичный.

Группа III - «Исследователи-Языковеды».

Взгляды и убеждения:

    Я пишу о том, что слышу, вижу, Что в мозг или в сердце упало... 
    Я славы не желал. 
        Пока сердце не осунулось, Идем в бой бодро, смело. 
        Люби жизнь, люби людей, природу, а несправедливость брось в забвение, будто камень в тихую воду. 
    Мы верим глубоко и бесконечно, 

Что правда, и добро, и наш народ не умрет.

Критика:

Г. Ильницкий: «Б. Лепкий - не эпизодичное имя в украинской литературе, это фигура первостепенного веса. Поэт, прозаик, переводчик, литературовед, издатель - он в каждую из этих областей внес весомый вклад в историю родной культуры».

И. Франко: «...он имеет мягкий, впечатлительный и поэтический характер. Мягкостью колорита и нежностью чувства блестят новеллы и стихе Б. Лепкого».

Группа IV - « Актеры-Искусствоведы».

Художественный мир:

•  Рассказывает о жизни под родительской крышей, об условиях физического и умственного развития ребенка.

 

    Ставил человеческую жизнь в зависимость от общественных обстоятельств, влияния воли на окружение.
    Предоставляет преимущество духовным ценностям.

3. Обобщение знаний учеников.

•  О чем вы узнали из биографии Б. Лепкого? Какой личностью был писатель? Подытожим ваши знания с помощью приема «Домино»:

Б. Лепкий - поэт - мемуарист - новеллист - философ - творческая личность - преподаватель - исследователь - патриот - жизнелюб.

IV. Восприятие и глубокое осознание учебного материала.

Мы продолжаем работать в группах, которые имели опережающие задачи. Результатом работы групп являются проектное исследование.

Минутка творчества.

(Звучит аудиозапись песни в исполнении Н. Матвиенко «Цветок-Душа»).

Ученикам предлагается составить ассоциативную зарисовку к теме урока.

Счастье — искреннее, щедрое, ежеминутное, каждое мгновенье…

Судьба — неумолимая, счастливая, человеческая, женская, капризная, забытая…

Группа І - «Литературоведы».

Проект: жанровые особенности произведения Б. Лепкого «Цвет счастья». По жанру произведение Б. Лепкого является новеллой.

Новелла - это разновидность рассказа, короткое произведение о каком-то одном необыкновенном событии, которое стало поворотным в судьбы персонажей. Особенности новеллы:

    небольшое количество персонажей;
        основное внимание автора сосредоточено на раскрытии переживаний, чувств персонажей, а не показу внешних событий;
        глубокий психологизм (погружение во внутренний мир героев).

Метод «Пресс».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Б Лепкий «Цвет счастья» Урок с применением технологии критического мышления