Взгляд Ницше на христианство - сочинение

Ницше считал, что постоянное, абсолютное человеколюбие, любовь ко всем, всепрощение противоестественны и невозможны для нормальных людей. Христос – человек психически ненормальный, нездоровый. И этот человек стал идеалом, образцом для подражания. Основная цель человеческой жизни, декларируемая христианством - духовное самосовершенствование, изменение себя по идеалу Христа – невозможна и вредна. Если бы все люди стали похожими на Христа, жизнь стала бы крайне скучна, однообразна и ужасна. Это было бы уничтожение полноценного разнообразия человеческих характеров.

    «Требовать, чтобы всякий человек, всякое стадное животное было голубоглазо, доброжелательно, альтруистично, значило отнять у существования его великий характер, значило бы кастрировать человечество», т.е. отучить людей испытывать сильные, яркие эмоции, лишить человечество разнообразия.

Христианство вообще задумано изначально как война с земной жизнью.

В Новом Завете прославлены те, кто не умеет жить, кому не везёт, кто болен и слаб, ничтожен, слабоумен. Для них был выдуман рай, как место, где наконец можно получить наслаждение. Скрытая мысль Нового Завета - чем хуже, тем лучше. Чем хуже тебе здесь на земле, чем ты сам здесь хуже, слабее, глупее, тем лучше тебе будет там в раю. Не случайно у всех на слуху фраза из Нагорной проповеди Христа: «блаженны нищие духом». Нищие духом – духовно слабые, слабоумные и слабовольные. Сильным же, успешным, живущим полноценной жизнью и потому – неизбежно – нарушающим моральные нормы, Христос грозит адом.

Лютой ненавистью ненавидел Ницше всю христианскую мистику: Бог, потусторонний мир, Страшный суд, ад, рай. Учение о личном бессмертии, с его точки зрения, обессмысливает, ужасно искажает реальную жизнь. Если буквально верить в бессмертие, то вот что получается. Земная жизнь длится в среднем 70 лет, а в раю или в аду человеку предстоит провести вечность. Что такое по сравнению с вечностью 70 лет? Ничто. Естественно, что земная жизнь теряет своё самостоятельное значение и становится лишь средством попадания в рай. Зачем стремится к наслаждениям, жить полноценно здесь, если настоящая жизнь начнётся только после смерти. Тут можно прожить кое-как, давя в себе всё желания, убивая свою жизнь, зато потом насладиться в раю. А если никакого рая нет?

Ключевые понятия христианской морали «грех» и  «вина». Эти понятия, с точки зрения Ницше, не имеют смысла, поскольку человек не обладает настоящей свободой выбора, поэтому не может нести ответственности за свои поступки. Каждый человек жёстко встроен в очень сложно устроенный механизм бытия, в целую сеть обстоятельств – внешних, социальных, и внутренних – психологических и физиологических. Человек не выбирает свои врождённые психические и физические свойства, своих родителей, своё воспитание, обстоятельства своей жизни. Он ведёт себя только так, как может себя вести в этих условиях, он - часть огромного целого, и тогда либо виноваты все, либо не виноват никто. Ницше считал, что гораздо разумнее второе, разумнее освободить человека от нелепого чувства вины, которой нет. А христианство, наоборот, стремится как можно больше нагрузить человека виной, стремится заставить его взять на себя не только свои, но грехи всего человечества.

Традиционная христианская мораль только мешает полноценно жить сильным людям, которые больше всего предназначены для этого. Отсюда проповедь имморализма, отрицания этой морали.

У Ницше много грехов, неосторожных слов, суждений, он во многом способствовал возникновению фашизма (хотя к собственно фашистской идеологии – превосходства одной расы над другой - он не имеет  никакого отношения). Я его не оправдываю, но считаю, что во многом он прав. Ницше показал, что жизнь устроена гораздо более сложно, чем это представлено в христианстве.

Лучшие книги Ницше – «Ессе homo» - подзаголовок «Как становятся сами собой» - самая легкочитаемая, понятная его книга, краткий рассказ о самом себе, о своих самых важных взглядах на жизнь и  о своих книгах.

«Антихрист» - яростное, очень эмоциональное нападение на христианство.

Самая известная книга «Так говорил Заратустра» - почти сюжетное повествование о некоем древнеперсидском мудреце, который, общаясь с учениками, высказывает свои яркие парадоксальные метафорические суждения, часто малопонятные. Частично это пародия на Новый Завет, стиль похож на библейский (такой же торжественный), Заратустра, как  Христос, проповедует новое учение, но по смыслу противоположное христианству. Книга эта довольно трудна для понимания большинства, как и, допустим, современная поэзия. Некоторые называют её поэмой, она написана ритмической прозой. Вообще Ницше пишет совершенно особым полупоэтическим странным стилем.

«Тот, кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух горных высот, здоровый воздух. Надо быть созданным для него, иначе рискуешь простудиться. Лёд вблизи, чудовищное одиночество – но как легко дышится, сколь многое чувствуешь ниже себя».

Ницше, конечно, не для всех, для избранных, для гордых, для одиночек.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Взгляд Ницше на христианство