Викторианский религиозно исторический роман как жанровая модификация исторического романа - сочинение

Цель настоящего исследования – проследить зарождение и становление религиозноисторического романа в социокультурном пространстве викторианства.

Актуальность данной темы связана в первую очередь с все возрастающей значимостью религиозного фактора в современную эпоху, что делает необходимым обратиться к истории его осмысления в литературе.

Возрождение интереса к античной культуре явилось одной из характеристик английской литературы периода правления королевы Виктории. Многие авторы исторических романов обратились к истории античности, что было связано со «стремлением осмыслить истоки и пути развития западноевропейской цивилизации, культурную соотнесенность эпох, определить природу исторического знания, выявить соотношение настоящего и прошлого» [1, 4].

Художественное осмысление места античной эпохи в истории западноевропейской цивилизации происходило в исторических романах Э. БульверЛиттона «Последние дни Помпей» (The Last Days of Pompeii, 1834), «Павсанийспартанец» (Pausanias the Spartan, 1876), Дж. Локхарта «Валериус. Римская история» (Valerius. A Roman Story, 1821), Т. Мура «Эпикуреец» (The Epicurean», 1827), Дж.П.Р. Джеймса «Аттила» (Attila, 1837), У. Коллинза «Антонина, или Падение Рима» (Antonina, or The Fall of Rome, 1850), Дж. УайтМелвилла «Гладиаторы. История Рима и Иудеи» (The Gladiators. A Tale of Rome and Judaea, 1863), Ч. Кингсли «Ипатия или Новые враги в старом обличье» (Hypathia, or New Foes with Old Faces, 1853), Н. Уайзмена (Fabiola, or the Church of the Catacombs, 1854), Д. Г. Ньюмена «Каллиста: Набросок из третьего века» (Callista: A sketch of the Third Century, 1856), У. Пейтера «Мариусэпикуреец: Его чувства и идеи» (Marius the Epicurean: His Sensations and Ideas, 1885).

Среди указанных произведений в отдельную группу выделяются исторические романы, предметом изображения в которых явилось противостояние язычества и христианства в I – V вв. Это романы «Ипатия. Новые враги в старом обличье» Ч. Кингсли, «Фабиола или Катакомбная церковь» Н. Уайзмена и «Каллиста: Набросок из третьего века» Д. Г. Ньюмена. Авторы этих романов обратились к эпохе раннего христианства и становления церкви и создали то, что, по мнению исследователей (А. Sanders, Е.В. Сомова), представляет собой особую жанровую модификацию исторического романа, связанную с изображением религиозных исканий, процесса перехода от одной веры к другой («conversion»). В литературоведении эта жанровая модификация получила название «религиозноисторический роман». В западном литературоведении она изучена довольно хорошо [2]. Что касается отечественного литературоведения, то проблема генезиса и теории английского исторического романа рассматривается как правило на примере творчества В. Скотта как создателя жанра, а также исторических романов Ч. Диккенса и У. Теккерея [3]. Анализ религиозноисторического романа ограничивается разделом в докторской диссертации Е.В. Сомовой «Античный мир в английском историческом романе XIX века».

Религиозноисторический роман стал одним из проявлений возрождения интереса английских поэтов, художников и романистов XIX века к истории и культуре Древней Греции и Рима. Появление этих романов в середине 60х годов XIX в. в Англии является закономерным. В них отразилась общая тенденция западноевропейского исторического романа второй половины XIX в. с его интересом к периоду упадка язычества и возникновения христианства (Г. Флобер, А. Франс, Г. Сенкевич, Дж. Локхарт, У. Пейтер и др.). В то же время романы английских писателей связаны с конкретными национальными религиознофилософскими исканиями викторианцев, нашедшими выражение в трактарианском (Tractarian) или оксфордском движении (Oxford Movement). Это движение, возникшее в Оксфордском университете в начале 1830х гг., состояло из видных теологов – Д.Г. Ньюмена, Дж. Кебла, Р. Фройда и других.

Все они «осознавали угрозу, нависшую над англиканством, и поэтому решили сделать все от них зависящее, дабы предотвратить непоправимое» [4, 230]. Они призывали вспомнить о ценностях первоначального христианства и придать церкви утонченную нравственность. С целью широкой пропаганды своих идей они приступили к изданию «Трактатов для этих времен» (Tracts for the Times) и дополнительно публиковали переводы греческих и латинских текстов о первых христианах. С 1833 по 1841 гг. были выпущены 90 трактатов, около 30ти из которых написал Д. Г. Ньюмен. Убежденный в том, что понимание прошлого значимо для осознания настоящего, он содействовал занятиям трактарианцев переводами и комментариями трудов раннехристианских отцов церкви, а также проведением параллелей между ранней Церковью и современной.

Хотя движение было преимущественно академическим, сугубо теологическим, оно оказало значительное влияние на общественную мысль страны, не говоря уже о служителях церкви, среди которых были и будущие авторы религиозноисторических романов Ч. Кингсли и Н. Уайзмен. Имя Д. Г. Ньюмена стало символом теологических исканий. Воспевая очищение церкви, трактарианцы выступали за возвращение в церемониал англиканской церкви роскошной обрядности, отвергнутой в период Реформации. Многие из них, в конце концов, пришли к католицизму, в том числе и Д. Г. Ньюмен, который принял его в 1845 году.

Трактарианцы считали, что растущий рационализм и прагматизм приводят к кризису веры и морали. Причину всех бед они видели в «либерализме», который, по мнению Д. Г. Ньюмена, есть «фальшивая свобода мысли или действия, порожденного идеей; поскольку они противоречат складу человеческого ума, то не способны творить добро» [5, 288]. Следовательно, «либерализм» «ошибка рода человеческого», «безнадежная попытка изменить предначертанное свыше» И. Ю. Новиченко указывает на то, что в английском языке слова «свобода» (liberty) и «либерализм» (liberalism) имеют один корень, поэтому для Д.Г. Ньюмена «чрезмерная свобода» являлась прародительницей «пагубного либерализма» [6, 232].

Д. Г. Ньюмен полагал, что духовному возрождению нации и всей европейской цивилизации может способствовать обращение к опыту исторического прошлого и в частности интерес к средним векам, развитие которого связано с творчеством романтиков и В. Скотта. Д. Г. Ньюмен полагал, что романы В. Скотта во многом определили интерес современников к средневековому прошлому и тем самым способствовали «религиозному возрождению» («religious revival»).

Суть дискуссии Ньюмена и Кингсли – это завуалированный спор о путях развития христианства. Ньюмен звал к возвращению в прошлое, он видел будущее только в единении вокруг Римской общины. Кингсли же возлагал надежды на социальное христианство. Он требовал от церкви активной социальной политики, участия в образовательных программах, санитарногигиенических реформах и сострадания к простому человеку. Церковь, по его мнению, являясь одним из главных общественных институтов, отдалилась от подлинной жизни и увлеклась абстрактными рассуждениями о вере.

Чтобы полемику университетов и кафедр сделать общедоступной, священники обеих сторон, используя художественные открытия В.Скотта, облекли этикорелигиозные искания в форму исторического романа, обращаясь как к библейским образам и мотивам, литературным реминисценциям, так и к историческим фактам.

Помимо трактарианства, религиознофилософские искания викторианцев нашли воплощение в возрождении идей неоплатонизма, центром которого еще в XVII веке стал Кембридж. Квинтэссенцией учения Кембриджских неоплатоников считается известная цитата из Б. Уичкоута: «Я не противопоставляю рациональное духовному поскольку духовное и есть наиболее рациональное». Кембриджские неоплатоники считали разум справедливым и надежным судьёй в религиозном споре, поэтому призывали пуритан и англиканскую церковь к диалогу. Их последователями в Англии XIX века были Ф. Д. Моррис, Дж. Селуолл и Дж. Грот.

Заслуживает внимания и возрождение интереса к гомеровскому эпосу. Гомеровская Греция в 40–60е гг. XIX в. привлекала внимание не только археологов и историков, рассматривавших поэмы Гомера отчасти как исторические источники (Г. Шлиман, Дж. Грот, У. Глэдстон). Многие прозаики и поэты обратились к гомеровским сюжетам и образам (Э. БульверЛиттон, Ч. Кингсли, М. Арнольд, Э. Ньюмен, А. Лэнг, Ч. Нейвз, Ч. Лэм, А. Теннисон). Это, с одной стороны, явилось следствием растущего числа историографических исследований, а с другой  инициировало развитие интереса к историческому прошлому, как Англии, так и других стран и цивилизаций, прежде всего античной.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Викторианский религиозно исторический роман как жанровая модификация исторического романа