Вишнуиты и шиваиты Храмы Шивы и Вишну “Рамаяна” Праздник Холи - сочинение

Индийские мифы живы. Мифология Индии имеет очень важное отличие от большинства других мифологий древности. Если мифы древней Греции или Рима, Вавилонии или Египта, германцев или славян давно превратились в памятники духовной культуры прошлого, то индийские мифы живы до сих пор. Дело в том, что Индия – страна одной из древнейших (если не самой древней вообще) религий мира – индуизма, который возник почти четыре тысячи лет назад. Большая часть населения Индии исповедует эту религию, т. е. продолжает верить во всех тех богов, о которых говорят созданные тысячелетия назад мифы.

Вишнуиты и шиваиты. Десятки миллионов жителей Индии являются вишнуитами – поклонниками Вишну, или шиваитами – поклонниками Шивы. С далекой древности для верующих индуистов сохраняют свое значение древние города их богов. Для шиваитов таким городом был Бенарес (сегодня он называется Варанаси), который входит в число наиболее священных центров Индии. С этим городом и его святынями связано множество поверий. Считается, что он возник там, где из земли вырвался огненный столп – столп просветления. В Бенаресе сотни святилищ, в том числе храм Шивы – Вишванатха, купол которого облицован золотом, – один из самых почитаемых в Индии. В храме находиться овальный камень в серебряной оправе – лингам, священный символ Шивы, окруженный необыкновенным почетом. Поклониться ему приходят все индуисты, приезжающие в город Шивы; по пять раз в сутки совершается его ритуальное омовение, причем для него используют топленое масло, молоко и жидкий мед.

Священная сила Ганги. Кроме храма Шивы паломников привлекает в Бенаресе и то, что именно в этом городе особенно проявляется священная сила Ганги – реки, которую, как верят в Индии, направляет на землю сам Шива. Здесь она изгибается в форме полумесяца – священного символа Шивы, и потому ей приписывают особую силу.

Храм Шиваы под открытым

Небом. Бангор

В Индии верят, что совершенное здесь омовение в водах Священной Реки очищает человека от всех грехов – даже тех, которые были совершены его предками. Воды Ганги считались не только очищающими душу от грехов, но и тело от болезней, и многие совершают омовение в ней с лечебными целями. Воду Ганги уносят с собой за сотни и тысячи километров, чтобы доставить ее тем, кто оказался не в состоянии сам совершить паломничество. Кроме того, по представлениям индийцев, если человек умер в Бенаресе и его тело или пепел брошены здесь в Гангу, то он освобождается от длинной череды новых рождений и попадает прямо в рай. Поэтому многие верующие приходили в Бенарес только для того, чтобы умереть здесь. Для удобства паломников, желающих совершить омовение в Священной Ганге, устроены спуски к воде – гхаты.

Храм Вишну в Тирупати. Если в Бенарес паломники идут, чтобы с помощью Шивы обрести духовное блаженство, то в Тирупати, где находиться храм Вишну в облике бога Венкатешвары, покровителя жизненного благополучия и богатства, люди идут, чтобы вымолить для себя и своих близких безбедное существование. По преданию, этот храм был основан еще в IX в., и, конечно, за века своего существования добился не только знаменитости, но и богатства. Сейчас этот храм считается самым богатым в Индии. А слава его такова, что ежегодно его посещает 10 миллионов верующих!

Храм в деревне Кханджурахо. Храмы в Бенаресе и Тирупати – наиболее прославленные, но наряду с ними существует еще огромное количество храмов, многие из которых также всемирно известны. Большинство их было построено много столетий назад в местах, отмеченных особой святостью, которые связанны с изложенными в мифах деяниями богов. Часть из этих храмов действует до сих пор, некоторые превратились в музеи. Так музеем являются знаменитые храмы в Кханджурахо, маленьком селении в Центральной Индии. Они расположены в столь глухом месте, что не были известны до начала XX в.

Однако после того как они были найдены, они превратились в объект паломничества, но не религиозного, а туристического, так что про Кханджурахо говорят, что это единственная деревня в мире, куда ежедневно прилетает «Боинг». Каждый храм в Кханджурахо имеет три ряда рельефных изображений, причем не только эротических (хотя именно они составляют главную славу этих храмов), но воспроизводящих сцены из повседневной жизни, кипевшей здесь тысячу лет назад.

Священные тексты. Древняя мифология живет не только в архитектуре и обрядности храмов, но и в литературе. У индуизма нет своего «священного писания»; священными являются все тексты, в которых говориться о богах. Для многих верующих индуистов рукописи, содержащие такие тексты, являются священными, их хранят дома вместе с изображениями богов и им поклоняются как домашним богам. Одной из популярнейших тем для литературных произведений остаются события, о которых повествует великий эпос Индии – "Рамаяна". Рассказ о скитаниях и подвигах царевича Рамы, считающегося одной из аватар (т. е. воплощений) Вишну, давал возможности для самых различных переработок, в которые включались все новые и новые подробности и приключения. Число "Рамаян", созданных на протяжении нескольких столетий, невозможно подсчитать. Кроме литературных обработок эпоса существуют и народные, где содержание великой поэмы передается в сокращенном виде. "Рамаяны", созданные в новое время, поют сказители во время празднеств, выпускают дешевыми изданиями с яркими картинками.

Праздник Холи. С верованиями в древних богов связаны и праздники, которые в Индии справляются в течение года. Праздников этих много, в каждом районе страны они свои, а иногда один и тот же праздник в разных местах посвящен разным богам. К самым любимым относиться праздник Холи, который известен с очень давних времен. Его справляют весной, когда все вокруг расцветает, и поэтому когда-то он был посвящен богу любви Каме. Однако теперь с этим богом его связывают только в некоторых местах на юге Индии, в остальных районах он считается посвященным Кришне, великому герою самой популярной из аватар Вишну.

От распространенной когда-то праздничной обрядности сейчас сохранилось немногое – обычай посыпать друг друга красным порошком, поливать цветной водой, сжигать вечером соломенную куклу, которую называют «холика». Холика – имя дьяволицы-ракшаси, которая пыталась погубить младенца Кришну; но герой справился с ней, высосав из нее всю кровь. Сожжение куклы символизирует эту победу, а красная краска символизирует кровь побежденного чудовища. В некоторых местностях Индии этот праздник называют еще Доладжатра – «праздник качания». Это название связано с тем, что в обычае было делать качели и ставить на них статуэтки, изображающие Кришну. Интересно, что обычай устраивать качели во время весенних праздников был не только в Индии, но и у других народов – греков, римлян, славян.

Ночной дивали и другие праздники. Связаны с персонажами индуисткой мифологии и другие праздники. Ночной дивали, например, посвящен прекрасной богине Лакшми, в честь которой повсюду зажигают бенгальские огни и устраивают фейерверки; Ганеша-чатуртхи – день рождения всеми любимого слоноголового Ганеши; Шиваратри – великая ночь Шивы, бодрствование и молитвы во время которой сулят человеку процветание на земле и райское блаженство после смерти; Рама-навами отмечает день рождения Рамы, а Джанмаштами – день рождения Кришны.

Влияние образов и идей, связанных с индуизмом и индуисткой мифологией очень велико. Несмотря на многовековое существование индуизма, на все те изменения, которые неизбежно происходили в древней религии на протяжении столетий, несмотря на то, что современная Индия значительно отличается от той, какой она была во время возникновения индуизма и индуисткой мифологии – несмотря на все это, народы Индии бережно хранят духовное наследие своего далекого прошлого. Мифы древних народов Индии/strong>







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Вишнуиты и шиваиты Храмы Шивы и Вишну “Рамаяна” Праздник Холи