Внеклассное чтение В Симоненко «Путешествие в страну наоборот» - сочинение

Цель:           продолжить знакомить учеников с творчеством В. Симоненко, связывая с его жизнью; проанализировать сказку «Путешествие в страну Наоборот», проявить ее целеустремленность, значение в формировании положительных черт характера школьников; развивать культуру связной речи, внимание, умение самостоятельно характеризовать героев произведения, давать оценку их поведению и поступкам; формировать эстетичные вкусы пятиклассников; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Симоненко; познавательный интерес к следствиям собственной работы; ответственность за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет В. Симоненко, ученические рисунки (карты к стране Наоборот), текст произведения; карточки, тестовые задачи. Сказка зовет нас в странствования, велит быть в жизни смелым и мудрым, преодолевать препятствия и беды и не забывать добра мирового, так как только этим

и измеряется наша человеческая сущность. Валерий Шевчук.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

Готовность учеников путешествовать в страну Наоборот.

II.        Актуализация опорных знаний  в форме беседы по вопросам.

    Какая сказка называется литературной? Приведите примеры.
    На какие виды делятся народные сказки по смыслу?
    Чем народная сказка отличается от литературной? А что их соединяет?
    Почему произведения В. Симоненко любят и ценят как взрослые, так и дети?
    Чем вам запомнилась сказка В. Симоненко «Царь Плакса и Лоскотон»?

 

 

III.  Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности. 

    IV.    Основное содержание урока. 

Сегодня мы продолжаем путешествовать страницами сказок В. Симоненко. На этот раз мы попадем в страну Наоборот.

Как понимать особенность такого названия страны?

В. Симоненко очень любил детей, и именно им он посвятил много произведений. Первым слушателем сказок писателя был его сын Лесик. Вот почему одного из героев сказки «Путешествие в страну Наоборот» тоже звали Лесиком. Сын Василия Андреевича вырос, но сейчас множество новых слушателей с удовольствием воспринимают эти захватывающие, интересные произведения.

Анализ произведения В. Симоненко «Путешествие в страну наоборот».

    1.    Выразительное выборочное чтение сказки.
    2.    Тема: изображение страны-оборотня;

Наоборот — возражение грязи, разбойничества, невоспитанности, праздности.

    3.    Идея: призыв к детям быть послушными и опрятными; культурными и дисциплинированными; уважать и любить родителей.
    4.    Жанр: фантастическая сказка-путешествие в стихотворной форме.
    5.    Особенность сказки: противопоставление жизненных реалий и фантастических приключений.
    6.    Проблематика произведения:

 

    Взаимоотношения родителей и детей;
    прекрасное (цветы) и безобразное (Невмывака и его гвардия);
    бескорыстие и воспитанность;
    добро и зло.

7.   Цитатный план сказки.

1) «Лесик, Толя и два Володи Грустили на бревне».

2)  «Вдруг тресь - и перед ними Бородач малый появился».

3) «Я услышал о вашем горе. Есть чудная одна земля - Каждый делает там, что захочет... Я отправлю всех туда».

4) «Мы попали-таки В страну Наоборот».

5) «Как малые телята во вреде Целый день брыкали, игрались Хохотали и катались...».

6) «Как-то их возле мельницы Встретила гвардия чудная - Верхом ехали на свиньях».

7) «Да и погнали горемыку Ко дворцу Невмываки».

8) «Царь Большой Невмывака - Так как сто лет не умывался».

9) «Гаркнул грозный Невмывака, и детей всех четырех Слуги бросили в погреб».

 10) «Итак все четверо изо всех сил В тюрьме заголосили, Погреб весь по швам полез».

11) «А тем временем наши дети мчались, будто невменяемые, Через поле и сенокос Да и попали в лес».

12) «Цветы деток играться зовут, А они стоят».

13) «Боярышник, Шиповник и Терн дикий навострили иглы и воинам изрывали в клочья пышные одежды и тела».

14) «Разозлился Невмывака, что сорвалась атака, и велел поставить, проклятый, Вокруг поляны часовых».
15) «Ну, а дети, бедные дети, Захотелось всем домой».

16) «Бородач малый появился». Кто из вас домой хочет,- Отнесу его туда».

17) «Гульк - уже в своем дворе! Не заманите в века В страну Наоборот!».

8.   Построение сказки.
Введение: знакомство с ребятами, которые имеют удовлетворение от того, что родители контролируют их и принуждают исполнять необходимые обязанности в семье; четверо ребят (Лесик, Толя и два Володи) попадаются в страну Наоборот с помощью бородача.

Основная часть: ребята ощущают радость и удовлетворение от того, что попали в волшебную страну и в то же время терпят издевательство и преследование царя Невмываки и его гвардии.

Концовка: Лесик, Толя и два Володи после серьезных испытаний изъявляют желание попасть домой. Волшебник помогает ребятам.

Герои сказки: Лесик, Толя и два Володи, Бородач; Большой Невмывака и его гвардия; цветы; Боярышник, Шиповник, Терн.

9.   Обработка содержания сказки в форме фронтального опрашивания.

    Какие обязанности имели ребята в семье? (Умываться, развлекать Тоню, поливать цветы).
    Кто и каким образом решил проблемы пареньков?
    Как охарактеризовал волшебник место, куда бы хотели попасть четверо друзей?

(«Есть чудная одна земля — Там ни дня нет, ни ночи, Каждый делает там, что захочет...»).

    Опишите первые впечатления ребят от того, что они попали в чрезвычайную страну Наоборот.
    Чем эта страна отличается от других?
    Какие черты характера присущие царю Невмываке? Что соединяет его с Плаксой?
    Почему ребята не изъявили желание жить у царя Невмываки, который им предложил условия этой жизни?
    Какие страшные испытания пережили четверо друзей, находясь в стране Наоборот?
    Почему гвардейцы Невмываки не догнали Лесика, Толю и двух Володь?
    Объясните, из-за чего растения решили помочь ребятам.
    Каким образом и почему ребята вернулись домой?
    Почему, на ваш взгляд, ребята категорически отказались попасть еще раз в страну Наоборот?
    Сколько времени ребята находились в стране Наоборот? (Не меньше двух дней).
    Какая судьба ожидала ребят, если бы Невмывака снова их поймал? («...В чернилах утопит»).
    О ком из родных упоминали Лесик, Толя и два Володи, когда им грозила опасность от преследований Невмываки?

 

V.       Закрепление изученного материала.

    Проведение тестового опрашивания.
    Работа по карточкам.

VI.       Объявление результатов работы учеников.

VII.       Домашняя задача.

Выучить наизусть отрывок из сказки «Путешествие в страну Наоборот», какой учеников больше всего поразил, захватил.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Внеклассное чтение В Симоненко «Путешествие в страну наоборот»