Вопрос о жизни в романах Веркора - сочинение

Заинтересованность теоретическими вопросами человеческой эволюции в ее связи с вопросами биологии, психологии, морали, религии писатель будет показывать и позднее: эссе и теоретические работы «Мораль христианская и мораль марксистская» (1960), «Свобода или фатальность» (1970), «Вопрос о жизни, адресованный уважаемым биологам» (1973), «Во что я верю» (1975) и др. Вопрос этого же порядка Веркор старается решить и в своих романах. Роман «Люди или животные» построен на фантастической ситуации: научная экспедиция находит в Новой Гвинее полуобезьян-полулюдей — существ, которых назвали «тропе». Находка вызвала бушующую научную дискуссию относительно того, кем именно являются тропе — людьми или обезьянами. В процессе этой дискуссии вдруг выясняется, что никто не может дать точного определения человека.

Кроме того, «собственно человеческими» в природе тропе оказываются исключительно отрицательные, антицивилизационные черты, которые, по логике вещей, свидетельствуют скорее о животности человека, чем о человечности тропе. Похожая ситуация изображена и в романе «Сильва», где истории интеллектуализации лисицы, которая, вследствие отказа от животных инстинктов стала почти человеком, противопоставляется другая история — человека, который из-за употребления наркотиков, наоборот, медленно регрессирует к животному состоянию. Таким образом, по Веркору, человечность — это не автоматическое следствие принадлежности к классу человеческих существ, а результат проявления определенной духовной сущности, основу которой составляют три главные черты: моральное достоинство, общественно-полезная деятельность и умения сдерживать свои инстинкты. К произведениям, которые представляют конкретно-историческую тематическую линию послевоенной прозы Веркора, принадлежат: роман «Сердитые» («Les coleres», 1956), в котором изображена деятельность ученых на фоне политической борьбы в послевоенной Европе, повесть «На этом берегу» («Sur сие rivage», 1958), где затронута проблема коллаборационизма, тех, кто в условиях послевоенной Франции называет себя патриотом и преследует настоящих патриотов, бывших участников движения Сопротивления, роман «Квота, или Приверженцы благосостояния» (1966) — памфлет, который содержит сатиру на примитивно-потребительскую психологию, которая обезличивает человека, роман «Плот Медузы» (1969), построенный на противопоставлении мысленного и настоящего героизма, сознательно бунтарской и конформистской жизненной позиции, роман «Как брат» — раздумья над сущностью гражданской позиции человека в современном обществе, роман «Волчья ловушка» (1979) — рассказ о бывшем узнике концлагеря, который через много лет находит своего палача, что дает повод писателю для противопоставления в человеке героизма и страха, благородства и мерзкой низости. Все послевоенные романы Веркора, в сущности, являются продолжением духовных поисков писателя, который старается очертить суть и границы человеческого в процессах естественной эволюции и исторического развития общества. Приметная черта всех этих произведений заключается в том, что Веркор старается рассмотреть человека за узковременными, политическими и социально-контекстуальными границами.

Его интересует человек как таковой, человек в философском смысле этого понятия, в его наиболее глубоких духовных основах бытия. Активная социально-политическая позиция — это и одна из наиболее приметных признаков фигуры самого Веркора. В послевоенный период он стал членом Национального и Всемирного Советов Мира. Он активно выступал в защиту жертв любой политической расправы и военной агрессии, осудил действия французских войск в Алжире, вторжение советских оккупационных частей в Венгрию в ноябре 1956 года: «Очень больно видеть, когда тот, за чьи идеалы ты боролся, совершает почти так же, как тот, против кого ты боролся». В ноябре 1969 г.

он вместе с другими писателями выступил в защиту А. Солженицына. Обеспокоенный судьбой человечества, которое, по его мнению, не сделало правильных моральных выводов из Второй мировой войны, он написал в 1972 г. декларацию «Гитлер выиграл войну», где с печалью констатировал: «Гитлер проиграл войну на поле битвы, но выиграл в душах и сердцах людей». Яркими образцами публицистики Веркора, в которой он предостерегает от «фашизации сознания» современного общества, являются работы «Довольно врать!» (1979) и «Двойное убийство» (1981). Веркор известен не только как публицист, а и как историк.

Среди его исторических работ выделяются книги «Битва молчания. Ночные воспоминания» (1967), «О смысле и бессмыслице истории» (1912), «Сто лет истории Франции» (1981-1984), «Анна Болейн» (1985) и др.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Вопрос о жизни в романах Веркора