Воспроизведение размышлений о смысле жизни в рассказе Михаила Коцюбинского «Что записано в книге жизни» - сочинение

Цель:           помочь ученикам постичь проблемы, затронутые автором в рассказе; формировать навыки анализа художественного произведения; развивать умение изыскивать изученные художественные средства, определять их роль в произведении; развивать образное воображение, умение самостоятельно строить заключения по поводу услышанного и прочитанного; оказывать содействие воспитанию милосердия, любви и уважения к родителям.

Тип урока:      урок внеклассного чтения.

Методы, приемы и формы работы: выразительное чтение текста, словесное рисование, иллюстрирование, «ключевые слова» (индивидуальная и парная работа), эвристическая беседа, проблемное изложение, дискуссия.

 

Оборудование: тексты произведения, Библия, свечка, символический букет (цветущая и сухая ветвь), аудиозапись плача «Матушка, матушка наша» (Нина Матвиенко), иллюстрации учеников к рассказу.

В жизнь приходишь чистый и красивый. Из жизни идешь утомленный и седой...

Лина Костенко.

- Уважай отца твоего и мать твою, и благо тебе будет, и долговечным будешь ты на земле.

Библия.

Ход урока.

І. Мотивационный этап.

1. Проблемы.

Для чего человек приходит в этот мир? Что он должен записать в книгу собственной жизни?

2. Обеспечение эмоциональной готовности учеников к уроку.

Звучит отрывок из украинской народной песни «Ой, из-за горы каменной».

Ой, из-за горы каменной Голуби летают... Не испытала роскоши- Уже лета минуют.

Учитель читает (желательно наизусть) начало рассказа (до слов «...И босые ноги невестки, которые становились перед самым лицом и закрывали весь мир»).

2. Актуализация опыта.

—  Вы послушали начало рассказа Михаила Коцюбинского «Что записано в книге жизни», дома вы прочитали произведение. Какие мысли и чувства
вызвало оно у вас? Что больше всего взволновало и почему?

Подаем фрагменты ответов учеников.

— Меня больше всего поразило пренебрежительное отношение в семье к старой женщине. Хотя я старался понять сына, ведь голод заставлял Потапа думать о детях. Когда я читал произведение, мне хотелось чем-то помочь этой семье.

— Больше всего меня взволновали переживания матери. Она настолько остро ощущала, что стала лишней, что предпочитала лучше умереть, чем мешать детям. У меня произведение вызвало печальные чувства.

II. Определение цели и планирование.

1. Объявление темы урока.

—  Вы грустили, сочувствовали, хотели утешить, благодаря кому? Писателю, его мудрому слову Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, как с помощью художественного слова автор воссоздает переживания персонажей, их мысли, чувства; вместе с писателем задумаемся над тем, что такое жизнь, для чего человек приходит в этот мир и что он должен записать в книгу собственной жизни. (Ученики записывают в тетради тему урока и проблемы).

2. Определение целей и согласование плана работы.

    Чему вы хотите научиться на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, цели занятия. (Школьники определяют цели, учитель говорит, чего он ждет от урока). 
    Прочитайте эпиграф к уроку. Созвучны ли слова Лины Костенко рассказу? Чем именно? 

ІІІ. Обработка учебного материала.

1. Беседа на осмысление сущности произведения.

—  Как вы понимаете название? Какое особое содержание скрыто в заголовке? («Книга жизни» — это сама жизнь. В старости каждый читает свою «книгу жизни», т.е.вспоминает прошлое. Каждый пишет свою книгу, и какой она  будет, зависит только от самого человека).

2.   Дополнение учителя или ученика-языковеда.

Выражение «книга жизни» - библейского происхождения, употребляется оно в значении «будущее человека; то, что ему предназначено судьбой» (Кузнец А. Сначала было слово: Крылатые выражения библейского происхождения в украинском языке.- К: Лыбедь, 2001.- С. 270). Наверное, М. Коцюбинский хотел не только рассказать о беде матери, семьи, доведенной бедностью до отчаяния, а и заставить нас задуматься над тем, что каждый из нас запишет в книгу собственной жизни, ведь в этой книге ни одной страницы не перепишешь.

—Воссоздайте словами картину, которую изображает автор в начале рассказа. Какие образы появились в вашем воображении? Отвечая, используйте текст. (Ответ можно проиллюстрировать рисунками.)

— Старая, забытая смертью мать, которая до сих пор «годами валялась на печи», должна была лечь на полу, так как заболел внук. Теперь все изменилось в ее глазах, «все выросло сразу: внуки, которые склонились над бабой к полке для посуды... сапоги сына, старые, намерзшие, тяжелые, как горы, и босые ноги невестки, которые становились перед самым лицом и закрывали весь мир». В доме холодно, так как огонь, хотя «топливо жрал, и все же умирал от голода», а «черные уголки разевали беззубые рты и дышали сгнившей сыростью». Нужда, безысходность, голод и холод поселились в доме.

3.   Наблюдение над языком произведения.

•  Почему, рассказывая о матери, писатель говорит, что она до сих пор «валялась» на печи? Почему автор изменяет ракурс, с которого баба смотрит

 

 

 

 

на все? (Валяется что-то ненужное. Автор этим словом подчеркивает, что мать была лишней, но, возможно, раньше это не было так заметно. Теперь, когда легла в углу на полу, она всем начала мешать). Какие еще слова свидетельствуют о том, что мать никому не нужна? (Жизнь выела силу из нее и, как шелуху от картофеля, бросила в угол; тараканы шуршат вокруг ее, как вокруг старой тряпки. Немного места занимает баба на свете, уголок под полкой для посуды, а всем мешает. Невестка брала веник и, закрывая бабу тучей пыли, говорила: «Ноги поднимите! Выброшу в сени вместе с мусором!..» Когда речь заходила о матери, сын только сопел и сердито посматривал в уголок. Внукам было скучно слушать бабу, они растягивали морщины на ее шее, щупали ноги, похожие на палки, и спрашивали: «Баба, когда вы умрете?»).

Исследуйте, как мастерски описывает автор мать и сына. Запишите в таблицу цитаты, которые характеризуют персонажей. (Ученики работают сначала индивидуально (3-4 минуты), потом в парах (3-4 минуты)).

 

 

мать                                                                 сын
Старая, забытая смертью. Горсточка шкуры и костей. Жизнь выела силу из нее и, как шелуху от картофеля, бросила в угол. А душа крепко уцепилась и не хочет ее покинут. Рот раскрывался, как пустой кошелек 	Жестокая складка легла и застыла у него между носом и бородой, и что-то несказанное спряталось в ней. Лицо сердитое, прибитое нуждой. Нужда давно заперла ему уста и говорила только в сердце

    Пользуясь сделанными записями, опишите мать и сына.  Ощутили ли вы отношение автора к героям? Какие чувства к персонажам возникли у вас? (Каждая деталь портрета не просто изображает внешность, а и раскрывает сложные переживания героев. Автор с сочувствием относится к матери, такое же чувство возникает и у читателя. К сыну автор относится с пониманием, не осуждает его). 
    Какие мысли беспокоят бабушку? (Зачем она? Кому нужна? Не дозовется смерти... Но и пугает смерть, так как где сын возьмет денег, чтобы похоронить? Она ощущает, что стала для детей бременем, от которого хотят избавиться). 

4. Чтение в лицах отрывка из рассказа.

Прочитайте диалог матери и сына (от слов «Размышляла что-то баба...» до «Матушка Божья, не суди сына, суди нужду человеческую») в лицах. Средствами выразительного чтения старайтесь передать внутреннее состояние персонажей.

•  Было ли решение отвезти мать в рощу неожиданным? (Потап и раньше думал об этом: «Мамино слово падало в него, как зерно в изготовленную ниву...».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Воспроизведение размышлений о смысле жизни в рассказе Михаила Коцюбинского «Что записано в книге жизни»