В Голобородько «Язык растений» - сочинение

Цель:           углубить знания учеников о поэтическом творчестве В. Голобородько, в частности проанализировать его произведение «Язык растений», связывая содержание поэзии с народными традициями; развивать культуру связной речи, логическое мышление, память, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, строить заключения; активизировать словарь школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Голобородько, любви к природе, народным праздникам, стремлению сохранять традиции украинцев.

Тип урока:      усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Голобородько, библиотечка его произведений, справочный материал о народном празднике Ивана Купала, ученические рисунки «Мое любимое растение», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Проверка домашней задачи.

Ученики демонстрируют свои рисунки «Мое любимое растение» с соответствующим комментарием.

III. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

    Какое значение в жизни каждого человека имеет язык? Как его необходимо развивать и совершенствовать? 
    Почему много кто из украинских писателей на протяжении продолжительного времени защищал родной язык, жертвуя собственной жизнью, свободой? Кого из них вы знаете? 
    Чем объяснить необходимость согласия между человеком и природой? 
        Мотивируйте, можно ли считать, что каждое живое существо, растение имеет язык. 
        Какие трудности есть у тех, кто лишен возможности активного общения? 
        Предоставьте советы своим товарищам относительно грамотного общения в обществе.
        Почему украинский язык считают благозвучным, певучим?
            Гордитесь ли вы тем, что у украинцев есть такой замечательный язык, традиции, культура? Ответ обоснуйте.


IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока

Язык - это песня души, положенная на слова.

Д. Билоус.

Чрезвычайный язык наш является еще тайной.

Н. Гоголь.

1. Информация об особенностях народного праздника Ивана Купала. Материал для учителя и ученических сообщений.

В народном быту в этот день отмечают наиболее распространенный праздник украинцев, который имеет названия: Купайло, Купало, Купайлица, Иванов день. Этот праздник связан с постоянной датой, его отмечают в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю или с 6 на 7 июля по новому. Этот праздник приурочен к чрезвычайно важному событию: летнему солнцеобращению, когда день начинал уменьшаться, а ночь - увеличиваться.

Относительно того, кто же такой Купала, существует несколько предположений. Так, автор «Синопсиса» в 1674 году считал, что в давность это был праздник Купала, бога земных плодов, урожая, благосостояния и воды.

Украинский историк Я. Е. Боровский считает, что Купала - существо не мужского, а женского пола. По его мнению, это была богиня Купала, могущество которой распространялось на все, что вырастало на поле язычника-земледельца.

Современные русские исследователи В. В. Иванов и В. Н. Топоров считают, что название Купало происходит от купать и кипеть — «закипать, пылко желать чего-нибудь».

Считалось, что именно с этого дня нужно купаться, так как Иоанн Креститель повыгонял из воды злых духов. Кроме того, существовало верование, что купаться в этот день полезно для здоровья.

По поверью, в купальскую - кратчайшую ночь в году - нельзя спать, так как именно в это время вся нечистая сила становится наиболее активной. В эту ночь бесчинствуют вурдалаки, русалки, водяные, лешие.

Характерная особенность Купала - многочисленные обычаи и пересказы, которые связаны с растительным миром. Так, существовало поверье, что в ночь на Купала все растения и животные получают чудодейственную способность разговаривать между собой, а деревья могут даже переходить с места на место.

 

Главным моментом праздника было собирание целебных трав и корней, ведь существовало давнее верование, что все чудодейственные и целебные травы распускаются именно в ночь на Ивана Купала, когда природа достигает своего высочайшего расцвета.

Часть трав и цветов собирают днем, часть - ночью, а некоторые - только до восхода солнца. Только ночью надо было срывать волшебный цветок папоротника, который стал центром внимания в Ивановскую ночь, ведь именно с этим фантастическим цветком везде были связаны пересказы о сокровищах. Эту легенду художественно описал Гоголь в повести «Вечер накануне Ивана Купала».

Начинался праздник с того, что утром накануне Купала девушки шли за травами и цветами для венков. Среди трав обязательно должна быть полынь как средство против русалок и ведьм.

Обязательным атрибутом праздника был купальский костер, огонь которого считался священным, очищающим, и получить его, по традиции, надо было путем трения дерева об дерево. Костер этот был будто земным подобием солнца, и чтобы очиститься перед началом жатвы, быть сильными и здоровыми, ребята и девушки прыгали через него.

Позднее это стало еще и средством ворожения: разойдутся руки юноши и девушки над костром - не быть им вместе. Купание также считалось целительным, купались утром, так как, по поверью, в этот день утром купается солнце.

Важной составной частью купальских обрядов, связанных с другой пророческой стихией - водой, были девичьи венки. Расспрашивая воду о своей будущей судьбе, венки пускали по реке вслед за деревом. Загадывали, конечно, на женихов, на жизнь или смерть. В какую сторону плывет венок - там и жених. Если венок плывет ровно, спокойно,- семейная жизнь девушки будет благополучной. Если же венок переворачивается или цепляется за что-нибудь, жизнь будет трудной. Утонул венок - примета плохая. А если он все-таки выплывет, да еще и против течения - примета хорошая. Когда на венках горели свечки - наблюдали за ними. Плохой приметой было, если свечка погаснет. Загадывали: чья свечка раньше погаснет, тот раньше умрет.

Обязательным на Купала был также общий ужин, именно здесь, под деревьями. Специальной пищи в этот праздник не было, готовили яичницу и блины, вареники с толчеными конопляными семенами и луком. Пища была преимущественно постной, поскольку Иванов день приходился на Петров пост, который начинался в день Всех Святых и продолжался несколько недель. Разговлялись лишь в Петров день.

2. Идейно-художественный анализ поэзии В. Голобородько «Язык растений».

2.1. Выразительное чтение поэзии.

2.2.  Тема: воспроизведение образа Купала, который находил согласие с растениями их языком.


2.3.  Идея: прославление красоты природы, значимости умения воспринимать человеком окружающий его мир.

2.4.  Основная мысль: знание человеком языка растений позволяет ему ощутить себя единым целым с природой.

2.5. Художественные средства. Обращение: «Купало, Купало...».

Повторы: «Купало, Купало...», «на... гору усаживает птицу, какая есть...», «...говорит».

Метафоры: «Купайло удваивает... усаживает... подойдет», «растение спит», «цветок проснется», «сон-трава, ранит, трава говорит».

Антитеза: «не ночь, а день».

Риторический оклик: «Купайло, Купайло, засвети ночь!».

2.6.    Беседа с вопросами.

    Что вам известно о народном празднике Ивана Купала? Как он связан с содержанием поэзии В. Голобородько?
    Чем объяснить поверье, что растения во время Ивана Купала разговаривают?
    Почему В. Голобородько называет ночь днем?
    Какие растения в народе считались святыми? Чем это объяснить?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > В Голобородько «Язык растений»