В Симоненко «Гей новые Колумбы и Магелланы» - сочинение

Цель: проанализировать программную поэзию В. Симоненко, обращая внимание на ее идейно-художественное содержание, тематическую направленность, жанр и особенности композиции; развивать воображение и логическое мышление, память, внимание, культуру связную речь, умение грамотно высказывать свои мысли, наблюдение, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Симоненко, активную жизненную позицию и стремление к максимальной самореализации.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Симоненко, выставка его книг, толковый словарь, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Опрашивание учеников относительно знания поэзии «Ты знаешь, что ты - человек?» наизусть.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

2. Беседа с вопросами.

• В чем проявляется одновременная любовь В. Симоненко к своей матери и матери-родине?

• Из-за чего В. Симоненко считает поэзию - прекрасной мудростью?

• Для чего Василий Андреевич в свои произведения вводит образы-символы? Ответ обоснуйте, приводя примеры.

• Каким хочет видеть В. Симоненко человека? Что советует поэт каждому из вас в произведении «Ты знаешь, что ты - человек?»?

• Над чем заставляет задуматься поэзия Василия Андреевича «Ты знаешь, что ты - человек?»?

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

Только тем история принадлежит,

Кто сегодня борется и живет.

В. Симоненко.

1. Дополнительный материал о Х. Колумбе, Ф. Магеллане.

1.1. Христофор Колумб (29.10.1451 (7) - 20.05.1506). Колумб - выдающийся мореплаватель эпохи великих географических открытий. В поисках пути в Индию, Колумб осуществил несколько плаваний через Атлантический океан. О детских и юношеских годах Колумба не сохранилось соответствующих данных.

В 1476-1485 гг. Колумб жил в Португалии, принимал участие в португальских морских экспедициях.

1484 г. Колумб подал португальской королеве проект морской экспедиции через Атлантический океан с целью достичь берегов Азии. Считают, что основой этого проекта было убеждение Колумба в шарообразности Земли (тогда еще не общеопределенное). Проект было отклонен, и в 1485 г. Колумб переехал в Испанию, где продолжал добиваться осуществления своей цели. Лишь в 1492 году королевская власть Испании, надеясь получить колонии, одобрила организацию экспедиции Колумба.

Продолжая путешествие, Колумб открыл острова Куба и Гаити, где основал колонию, Малые Антильские острова, Пуэрто-Рико, Ямайку; Америку (12 октября 1452 - официальная дата открытия).

Во время всех экспедиций Колумб проявил себя не только как страстный искатель новых земель, но и как колонизатор. Умер Колумб в Вальядолиде (Испания).

1.2. Ферман Магеллан (около 1480 - 27.04.1521) - мореплаватель, организатор и участник первого кругосветного путешествия. Родился в селе Соброза (Португалия) в обедневшей дворянской семье. В 1505-1511 гг. принимал участие в португальских завоеваниях в Индии на полуострове Малакка, островах Суматра, Ява, Молункских, в Мозамбике.

В 1517 г. Магеллан эмигрировал в Испанию. В октябре 1520 г. экспедиция Магеллана, обогнув Южную Америку, открыл пролив (со временем названный Магелланов) и вышел в океан, который был назван Тихим. В апреле 1521 года корабли Магеллана достигли Марианских, а потом и Филиппинских островов. В стычке с туземцами Магеллан был убит. Это путешествие подтвердило наличие единого мирового океана и было одним из доказательств шарообразности Земли.

2. Идейно-художественное содержание стиха В. Симоненко «Гей, новые Колумбы и Магелланы».

2.1. Выразительное чтение программной поэзии.

2.2. Тема: обращение писателя к молодым, чтобы они отправлялись в путешествия и открывали новое, никем еще неизвестное, интересное, увлекательное.

2.3. Идея: смысл жизни человека - поиски, путешествия, стремление самоутвердиться; возражение равнодушия, пассивности.

2.4. Основная мысль: создание движения вперед, романтического порыва, поиска открытий.

2.5. Композиция.

Поэзия состоит из шести куплетов по четыре строки.

Произведение начинается с обращения к новым Колумбам и Магелланам с предложением продолжить открывать интересное, неизведанное в жизни. На протяжении поэзии автор высказывает мысль о стремлении каждого человека жить активно, на благо родного края, народа.

В конце поэзии В. Симоненко осуждает равнодушие и предлагает его «жарить... на огне».

 2.6. Художественные средства.

Обращение: «Гей, новые Колумбы и Магелланиы, «Корабли!..», «Украина!..», «Друзья!..».

Риторические оклики:

    «Натянем паруса наших мечтаний!»
    «Корабли! Стройтесь в поход!»
    «Мечтательность! Жажда моя! Живи!»
    «Открывай духовные острова!»
    «Прозябает на якоре душа!»
    «Петух землю всю не разгребет!»
    «Жарить равнодушие на огне!»
    Риторические вопросы:
    «Кто сказал, что все уже открыто?
    Зачем же мы родились тогда?»
    «Как нам поместить в корыто
    Наши ожидания молодые?»

Метафоры: «зовут ... в путешествия океаны», «бухту ... облизывает прибой», «ожидание поместить», «прозябает... душа», «бьется грудь», «ветер... не охладит».

Эпитеты: «молодые ожидания», «родной народ», «духовные острова»,.

Тавтология: «открыто уже открытое».

2.7. Обсуждение содержания стиха. Беседа с вопросами.

• Что вам известно о Колумбе и Магеллане? Почему автор упоминает их в произведении? Какие современные исследования вам известны?

• Почему для В. Симоненко очень важно, чтобы мечты стали реальностью? Любите ли вы мечтать, фантазировать? О чем именно?

• Что имел в виду Василий Андреевич, сравнивая душу с ржавым якорем?

• С чем связано то, что автор в произведении призывает молодежь к активным действиям, не останавливаться на месте?

• От чего, по вашему мнению и мнению В. Симоненко, зависит осуществление мечтаний, желаний человека?

• Как, на ваш взгляд, относится поэт к ошибкам, которые допускает человек?

• Из-за чего В. Симоненко отрицательно относится к равнодушию как к черте характера? Выскажите собственные соображения по этому поводу.

• Готовы ли вы отправиться в путешествие? Что для этого необходимо?

• Чему учит вас эта поэзия?

VI. Проверка знаний учеников, полученных на уроке.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. В странствования молодежь зовут: а) океаны; б) горы; в) горные долины.

2. В. Симоненко назвал бухту в произведении местом: а) раздумий; б) покоя; в) волнений.

3. К кому обращается поэт с призывом отправиться в путешествие?

а) Магеллана; б) ученых-исследователей; в) молодежь.

4. Где предлагает автор поэзии «открывать духовные острова»? а) на вершинах гор; б) в океане родного народа; в) во время просмотра художественных фильмов.

5. Каким транспортом будет пользоваться лирический герой во время путешествия?

а) самолетом; б) кораблем; в) поездом.

6. Пока будет жить герой произведения? До тех пор: а) хватит сил и мужества; б) это будет необходимо; в) будет открывать интересное, неизведанное на родной земле.

7. В. Симоненко осуждает в человеке: а) равнодушие; б) льстивость; в) чрезмерную эмоциональность.

8. Путешествуя, Христофор Колумб, который упоминается в стихе, открыл:

а) Индию; б) Португалию; в) Америку.

9. Автор стремится избавить от ила: а) человеческие души; б) якоря ржавые; в) народный язык.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > В Симоненко «Гей новые Колумбы и Магелланы»