В Симоненко «Ты знаешь что ты – человек» Общественный мотив в поэзии - сочинение

Цель: продолжать обрабатывать поэтическое наследие В. Симоненко, в частности определить общественный мотив программной поэзии; раскрыть ее идейную направленность; развивать память, внимание, логическое мышление, умение высказывать собственные раздумья о смысле человеческого бытия, патриотизм, чувство собственного достоинства и самодостаточности; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать патриотизм, гуманное отношение к окружающим, любовь к родной земле, чувство гордости за свое государство, ответственность за будущее Родины.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет В. Симоненко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки), аудиозапись поэзии «Ты знаешь, что ты — человек?»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Мини-конкурс на лучшего исполнителя наизусть поэзии В. Симоненко «Лебеди материнства».

III. Актуализация опорных знаний. Литературный диктант «Жизнь и творчество В. Симоненко».

• Кто назвал В. Симоненко «витязем молодой украинской поэзии»? (О. Гончар).

• О ком поэт говорил, что «любил... читать историю и географию, а еще Шевченко и Горького»? Он был для Василия Андреевича за отца. (Дед Федор Трофимович)

• Какую специальность получил В. Симоненко после окончания Киевского университета? (Журналиста).

• Газета, в которой работает Василий Андреевич после окончания университета. («Черкасская правда»).

• Название и год издания первой книги поэзии В. Симоненко. («Тишина и гром», 1962 г.).

• Жанр поэзии «Лебеди материнства». (Колыбельная).

• Символические образы стиха «Лебеди материнства». (Лебеди, тополя, верба).

• Чему учит мать сына, лирического героя произведения «Лебеди материнства»?

(Можно все на свете выбирать, сын, Выбрать нельзя только Родину).

• Композитор, который положил поэзию «Лебеди материнства» на музыку. (А. Пашкевич).

• Название сборника, за который Василию Андреевичу присуждена Государственная премия Украины им. Т. Г. Шевченко. («Лебеди материнства»).

• Сколько лет прожил поэт? (28 лет).

• Местность, где похоронен поэт. (Черкасщина).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливаются 1 балл.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Жить. Создавать. Мир беречь.

Светить человеку на целые миры.

Стынут звезды. Но чутко и зорко

Лишь ты не стынь так как, человек-звезда.

И. Драч.

Человек - первая необходимая драгоценность и большое чудо.

Г. Гамзатов.

1. Вступительное слово учителя.

А задумывались ли вы, кто же такой человек? Человек – ярчайшее создание на Земле.

Homo sapiens - человек разумный. Именно свойство думать, мечтать, ощущать, создавать делает человека уникальным.

Искренность, человечность, любовь - вот ключи к сердцу каждого человека. Если эти чувства будут властвовать во время общения, деятельности, то мы достигнем высочайшего интеллектуального уровня.

Именно тогда нам откроется настоящее человеческое сердце - неисчерпаемый колодец светлых чувств. Погрузившись в него - забудешь о несправедливости, зле, вранье, будешь ощущать себя счастливым.

Ты - целый мир. «На свете множество таких, как я, но я, ей-богу, один», «Мы - это не множество стандартных «я», а множество вселенных разных»,- утверждал В. Симоненко в своих произведениях.

2. Объяснение слова «человек». (Толковый словарь).

Человек, - 1. Единичное к люди. 1. // Любое лицо; каждый. // Человеческая фигура. // Употребляется в значении единицы счета людей.

2. Лицо как воплощение высоких интеллектуальных и моральных свойств.

3. Употребляется в значении личного или неопределенно-личного местоимения. // Употребляется в значении обобщенного или местоименного обращения (часто с определением).

3. Идейно-художественный анализ поэзии В. Симоненко «Ты знаешь, что ты - человек?».

3.1. Звучит поэзия «Ты знаешь что ты - человек?» в аудиозаписи или в мастерском исполнении учителя.

3.2. История написания поэзии.

Отношение к человеку как к винтику, которое унижало человека, его достоинство, убивало его творческий дух - это и заставило написать В. Симоненко стих «Ты знаешь, что ты - человек?». Эта поэзия принадлежит его сборнику «Земное тяготение». Задача каждой личности, каждого человека - дать ответ на вопрос, который содержит название программного стиха В. Симоненко.

3.3. Тема: раздумья писателя о быстротечности жизни, на протяжении которой каждый должен успеть полюбить, сделать добрые дела.

3.4. Идея: призыв рационально использовать время, отведенное на жизнь, спешить жить.

3.5. Основная мысль: человек – великое создание на земле, умей с гордостью носить это имя, каждый человек неповторимый.

3.6. Композиция.

Поэзия начинается с риторических вопросов, после чего В. Симоненко мотивированно объясняет о смысле и назначении человека на земле, быстротечности его жизни. Автор произведения делает ударение на том, что человек должен спешить жить, делать добрые дела, оставляя о себе след.

Стих состоит из четырех куплетов, каждый из которых содержит по пять строк.

3.7. Проблематика произведения.

• человек и общество (назначение человека на земле);

• индивидуальность каждого человека;

• быстротечность времени и жизни.

3.8. Художественные особенности поэзии.

Повторы:

Улыбка твоя - единственная, Мучение твое - единственное, Глаза твои - одни.

Риторические вопросы:

«Ты знаешь, что ты - человек?» «Ты знаешь об этом или нет?»

Риторический оклик: «Гляди же не проспи!»

Эпитеты: «люди добрые, ласковые, злые», «улыбка, мучение единственное».

3.9. Идейное содержание поэзии.

Стих «Ты знаешь, что ты - человек?» по-симоненковски простой, доступный для учеников. И философской оснащенностью, могущественным гуманистическим напряжением он принадлежит к высочайшим достижениям не только поэзии Василия Симоненко а и всей нашей литературы. Такой, на первый взгляд, обычный вопрос - «Ты знаешь, что ты - человек?» - имеет глубокий философский подтекст. Ты знаешь, что ты - человек? Итак, ты должен знать, что ты - не бездушный винтик. Что ты должен иметь право на свободу, на определение своего человеческого достоинства, на возможность жить так, как ты хочешь, и, в конце концов, право на счастье. А есть ли у тебя все это?

Ты - целый мир. Человек задумывается - а так ли я живу? Достойный ли я высокого имени человека? Что надо сделать, чтобы оставить о себе добрую память.

А сегодня все - озера, рощи, степи - для тебя. Так вот проживи жизнь достойно, достойно человеку, передай потомкам то, что получил ты в наследство от пращуров.

Вот на такие раздумья наводит стих, в котором на первый взгляд ничего сложного... И именно его простота и доступность и предопределяют силу идейно-художественного влияния произведения на читателя, заставляют его пересмотреть свое отношение к жизни, к своему месту в нем.

3.10. Обсуждение содержания стиха. Беседа с вопросами.

• К кому и с какой целью поэт обращается в произведении?

• Как В. Симоненко изображает человека?

• Чем встревожен поэт?

• Касается ли содержание поэзии ее автора?

• За что уважают человека в обществе?

• Какие строки повторяются в произведении? О чем они свидетельствуют?

• Как, по вашему мнению, поэт объединяет в произведении настоящее и будущее человека?

• Какие вознаграждения имеет человек в обществе?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > В Симоненко «Ты знаешь что ты – человек» Общественный мотив в поэзии