Генезис термина «романтизм» - сочинение

Французский литературовед Ф. Бальдансперже обнаружил слово «романтический» в источнике 1650 г. (это самый старый из найденных источников).

Значение слова в XVII в. — «воображаемый», «фантастический». Оно восходит к средневековому употреблению слов «романс» (лирическая и героическая испанская песня) и «роман» (эпическая поэма о рыцарях), первоначально обозначавших произведения на одном из романских, а не на латинском языке, а затем получивших более обобщенный смысл — «повествование с выдумкой». В XVIII в. «романтический» означает все необычное, таинственное или же связанное со средневековой стариной.

Вот характерное употребление этого слова у Руссо в «Прогулках одинокого мечтателя» (1777-1778, опубл. 1782): «Берега озера в Биле более дики и более романтичны, чем берега Женевского озера: в Биле леса и скалы подступают к воде совсем близко». В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегели выдвинули оппозицию понятий «романтический» — «классический», ее подхватила и сделала известной по всей Европе Жермена де Сталь в трактате «О Германии» (1810, опубл. в Лондоне в 1813 г.

). Так складывается понятие «романтизм» как термин теории искусства. Литературоведческие значения термина. Слово «романтизм» может определять тип творчества, реализующийся в таких родственных художественных системах, как барокко, предромантизм, poмантизм, символизм и т.

д. Широко распространено представление о романтизме как о стиле, который отличается высокой эмоциональностью, культом экзотического и фантастического, тяготением к художественным средствам, передающим динамичность действительности, противоречивость человеческих страстей. Детально представление о романтизме как о стиле разработано в музыковедении и теории живописи. Для историко-теоретического подхода в литературоведении особенно важны значения термина «романтизм» как художественного направления, движения.

В основе романтического мироощущения лежит «романтическое двоемирие» — ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. При этом романтики по-новому понимают и идеал, и действительность по сравнению с классицистами. У классицистов идеал конкретен и доступен дляв воплощения, более того, он уже был воплощен в античном искусстве, которому поэтому и следует подражать, чтобы приблизиться к идеалу. Для романтиков идеал — это нечто вечное, бесконечное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом таинственное и часто непостижимое.

Действительность, напротив, преходяща, ограниченна, конкретна, безобразна. Представление о преходящем характере действительности сыграло решающую роль и становлении принципа романтического историзма. Преодоление разрыва идеала и действительности возможно в искусстве, что определяет его особую роль в сознании романтиков.

Именно в этом романтизм приобретает универсализм, позволяющий соединять самое обыденное, конкретное с отвлеченными идеалами. А. В. Шлегель писал: «Прежде мы прославляли исключительно природу, теперь же мы прославляем идеал. Слишком часто забывают, что эти вещи тесно взаимосвязаны, что в искусстве природа должна быть идеальной, а идеал естественным». Но, несомненно, для романтиков первичен именно идеал: «ИСКУССТВО исегда должно оцениваться только по его отношению к ИДЕАЛЬнОЙ КРАСОТЕ» (А.

де Виньи); «Искусство не есть изображение реальной действительности, а искание идеальной правды» (Жорж Санд). Характерная для романтического художественного метода типизация через исключительное и абсолютное отразила новое понимание человека как малой вселенной, микрокосма, особое внимание романтиков к индивидуальности, к человеческой душе как сгустку противоречивых мыслей, страстей, желаний — отсюда раз-питие принципа романтического психологизма. Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов — «ангела» и «зверя» (В. Гюго), отметая однозначность классицистической типизации через «характеры». Об этом писал Новалис: «Необходимо разнообразие в изображении людей.

Только бы не куклы — не так называемые "характеры", — живой, причудливый, непоследовательный, пестрый мир (мифология древних)». Противопоставление поэта толпе, героя — черни, индивидуума — обществу, не понимающему и преследующему его, — характерная черта романтической литературы.

В эстетике романтизма большую роль играет тезис о том, что действительность относительна и преходяща. Так как всякая новая форма действительности воспринимается как новая попытка реализации абсолютного идеала, то в основу своей эстетики романтики кладут лозунг: прекрасно то, что ново. Но реальность низка и консервативна. Отсюда— другой лозунг: прекрасно то, что не соответствует действительности, фантастично. Новалис писал: «Мне кажется, что состояние своей души я наилучшим образом могу выразить в сказке. Все является сказкой». Фантазия утверждается не только в объекте, но и в структуре произведения.

Романтики разрабатывают фантастические жанры, разрушают классицистический принцип чистоты жанров, смешивая в причудливых сочетаниях трагическое и комическое, возвышенное и обыденное, реальное и сказочное на основе контраста — одного из главных признаков романтического стиля. Преодолеть разрыв между идеалом и действительностью романтики предполагают с помощью искусства. Немецкие романтики для решения этой проблемы выработали универсальное средство — романтическую иронию (см.

раздел «Немецкий романтизм»), Романтизм как литературное направление. Романтизм представляется одним из самых значительных направлений в миneовой культуре, особенно интенсивно развивавшимся в конце XVIII — ервой половине XIX в. в странах Европы и в Северной Америке. Этапы развития романтизма. Романтизм как направление возникает в конце XVIII в. сразу в нескольких странах.

Почти одновременно выступили с эстетическими манифестами, трактатами, обозначившими рождение романтизма, йенские романтики в Германии, Шатобриан и де Сталь во Франции, представители «Озерной школы» в Англии. В самом общем виде можно говорить о трех этапах развития романтизма в мировой культуре, соотнося ранний романтизм с концом XVIII — началом XIX в., развитые формы романтизма— с 20—40-ми годами XIX в., поздний романтизм — с периодом после европейских революций 1848 г., поражение которых разрушило многие утопические иллюзии, составлявшие питательную почву для романтизма. Но применительно к различным национальным проявлениям романтизма, а также к разным жанрам, родам, видам искусств эта схематичная периодизация мало подходит.

В Германии уже на первом этапе развития романтизма, в творчестве йенских романтиков (Новалис, Вакенродер, братья Шлегели, Тик), сказалась зрелость мысли, сформировалась довольнс полная система романтических жанров, охвативших прозу, поэзию, драматургию. Второй этап, связанный с деятельностью гей-дельбергских романтиков, наступает очень быстро, что объясняется пробуждением национального самосознания в период наполеоновской оккупации Германии. Именно в это время выходят в свет сказки братьев Гримм, сборник Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика» — яркие свидетельства обращения романтиков к фольклору родного края. В 20-е годы XIX в.

со смертьк Гофмана и переходом молодого Гейне к реализму немецкий романтизм утрачивает завоеванные позиции. В Англии романтизм, подготовленный достижениями предромантизма, также развивается бурно, особенно в поэзии. Вслед 3а Вордсвортом, Колриджем, Саути, Скоттом вступают в литерару великие английские поэты Байрон и Шелли. Огромное значение имело создание Вальтером Скоттом жанра исторического романа. Со смертью Шелли (1822), Байрона (1824), Скотта (1832) английский романтизм отходит на задний план. Творчество Скотта свидетельствует об особой близости романтизма и реализма английской литературе.

Эта специфическая черта характерна для творчества английских реалистов, особенно Диккенса, чьи реалистические романы сохранили значительные элементы романтической поэтики. Во Франции, где у истоков романтизма стояли Жермена де Сталь, Шатобриан, Сенанкур, Констан, достаточно полная система романтических жанров складывается лишь к началу 1830-х юдов, т. е. к тому времени, когда в Германии и Англии романтизм в основном себя исчерпал.

Особое значение для французских романтиков имела борьба за новую драму, так как в театре классицисты занимали наиболее прочные позиции. Крупнейшим реформатором драмы стал Гюго. Начиная с 1820-х годов он возглавил также реформу поэзии и прозы. Жорж Санд и Мюссе, Виньи и Сент-Бёв, Ламартин и Дюма внесли свой вклад в развитие романтического направления. В Польше первые споры о романтизме относятся к 1810-м годам, но как направление романтизм утверждается в 1820-е годы с приходом в литературу Адама Мицкевича и сохраняет ведущие позиции. Широкое изучение творчества романтиков США (Ирвинг, Купер, По, Мелвилл), Италии (Леопарди, Мандзони, Фоско-ло), Испании (Ларра, Эспронседа, Соррилья), Дании (Эленшле-гер), Австрии (Ленау), Венгрии (Вёрёшмарти, Петефи) и ряда других стран, предпринятое в последнее время, привлечение материала литературной истории русского романтизма позволило исследователям прийти к выводу о неоднородности развития этого направления, различии его национальных проявлений в зависимости от предпосылок его возникновения, степени литературного развития различных стран, а также расширить хронологические рамки романтизма.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Генезис термина «романтизм»