Гуманистический Пафос Повести «Рождественская Песня в прозе» - сочинение

Цель:  проследить связь между фактами биографии писателя и темами его произведений, обратить внимание на определяющие принципы творчества (гуманизм, заботу о человеке, милосердии), развивать творческое воображение учеников, умение ориентироваться в прочитанном, анализировать и строить заключения, выделять главное, формировать гуманистические идеалы: уважение к личности, толерантность, способность к сочувствию.

Оборудование: портрет Диккенса, иллюстративный материал («Рождество в Англии», рождественские открытки, муляж камина, записи английских колядок).

    Принцип Добра всегда побеждает, несмотря на обстоятельства и тяжелые преграды.
    Ч. Диккенс.

Ход урока.

І. Эвокация (актуализация знаний).

Слово учителя. Мы продолжаем путешествие в пространстве и времени, но прежде чем отправиться к нашему следующему пункту назначения, давайте простимся с героями А. П. Чехова и еще раз вспомним: ради чего он творил и писал, какую цель ставил перед своим творчеством, каким хотел видеть человека? (Честным, достойным, прекрасным, почтительным, но не льстивым, небезразличным). Да, человек должен нести свет. Это нелегко. Он работает, суетится, иногда страдает... Но существуют особые дни, когда человек останавливается, перехватывает дух, задумывается. Чаще всего в эти дни есть праздники.

•          Какой праздник вы ожидаете сейчас? (Праздник Николая).

•          Чего вы от него ждете? (Сладости, осуществление мечтаний, отдыха, а еще - этим праздником начинается целая череда празднований, и эти дни являются особенно желанными).

II. Осознание.

Итак, ожидая необыкновенное приключение, перенесемся на крыльях фантазии в заснеженную Англию... (Звучит «Merry Christmas»).

Нас встречают королевские гвардейцы, украшенная елка, ожидает рождественский ужин.

•          Что присуще традиционному английскому Рождеству?

1.         Работа с иллюстративным материалом.

Ученики, рассматривая рисунки, рассказывают о национальных традициях: семья украшает елку и весь дом, запекается индейка, над каминами развешиваются носки, обязательно разучиваются и поются колядки.

2.         Беседа.

•          Почему изображенные на картинках люди улыбающиеся?

•          Какое настроение овладевает вами, даже когда вы просто рассматриваете рисунки и слушаете колядки?

•          Что означает выражение «дух Рождества»? (Прощение, радость, надежду).

•          Какие христианские истины связаны с этим праздником? (Это день, когда родился Спаситель, день, когда люди вспоминают о тех, кто нуждается в помощи, день, когда всем прощают и желают добра и мира).

3.         Создание сенкана на тему «Рождество».

Методический комментарий. Эта задача побуждает размышлять над темой, рассмотреть ее по разным признакам. Алгоритм известный:

1)         тема;

2)         определение темы двумя прилагательными;

3)         три глагола, связанные с темой;

4)         фраза, которая выражает отношение к теме;

5)         синоним или вывод к теме.

Например:

    Рождество.
    Радостное.
    Радуемся, поздравляем, дарим.
    Вся семья собирается вместе.
    Праздник.

•          Согласны ли вы со словами одного из героев «Рождественской песни…»,

что это день, «…когда все человеческие сердца становятся шире, когда вся

 земля сияет от света веры, надежды на добро и счастья»? Почему?

(Это в самом деле необыкновенный день. Все в это время ожидают чудес, и они случаются. Все желают друг другу добра — и оно множится. Почему люди не живут так всегда?).

Чарльз Диккенс всю жизнь особенно ценил Рождество. Сегодня мы войдем в его мир и попробуем понять, какой он. Попробуем постигнуть, каким хотел видеть человека Диккенс.

4.         Работа с портретом.

•          Каким был этот мужчина, если судить лишь по изображению?

(Ответы учеников о мудрости, сосредоточенности, серьезности и т.п.).

Слово учителя. Представьте, что он был чрезвычайно милосердным, чутким, добрым. Жизнь не очень часто улыбалась писателю: приходилось работать еще с детства, отвечать отказом себе во многом. Но писатель верил в чудеса, и они в его жизни случались (как тогда, когда он купил дом мечтаний своего детства).

Обратите внимание на тему и эпиграф нашего урока. Знаете ли вы, кто такой оптимист? Были ли у Диккенса жизненные основания быть оптимистом? Какие же преграды встретил на своем пути писатель и как их преодолел? Какие обстоятельства мешали ему?

На эти вопросы даст ответ наш друг - учебник.

5.         Работа с учебником.

5.1.      Чтение о себе с использованием системы «Помощь».

Методический комментарий.

Поскольку шестиклассники еще недостаточно аргументированно могут объяснить информацию, которая противоречит их понятиям, для них используется упрощенная система пометок:

    V - если прочитанное подтверждает то, что вы знаете;
    - - если прочитанное отличается от того, что вы знаете;
    + - если прочитанная информация является новой;
    ? - если вы хотите иметь более широкую информацию по этому вопросу.

5.2.      Осознание прочитанного.

Ответы на вопросы, сформулированные выше.

6.         Словарная работа.

Оптимист — человек, который никогда не сдается в плен жизненным обстоятельствам.

•          Назовите причины, которые не оказывали содействие радостному взгляду Диккенса на жизнь. (Бедность, работа в шестилетнем возрасте, смена профессий, потребность всего в жизни достигать тяжелой работой).

•          Обратили ли вы внимание на названия произведений Диккенса? («Приключения Оливера Твиста», «Малышка Доррит», «Домби и сын» - все это имена. Создается впечатление, что Диккенс писал о хороших знакомых, настолько хорошо он знал их жизнь и любил своих героев).

•          Как эпиграф нашего урока иллюстрирует жизнь Диккенса? (Он на самом деле оптимист, и имел право сказать эти слова, так как никогда не сдавался в плен обстоятельствам).

7.         Стратегия «Лови ошибку».

Методический комментарий. Этот прием работы оказывает содействие усвоению материала в игровой форме. Задача - исправить фактические ошибки, объяснить, где именно ошибка.

    Диккенс родился в зажиточной семье.
    Пошел работать впервые в 6 лет.
    Диккенс пренебрегал детей, которые вынуждены были работать.
    Первое место работы Диккенса - лондонская газета.
    Писатель забыл о семье, когда разбогател.
    Стал популярным писателем после смерти.
    Романы Диккенса трагические.
    Скруджем называют селезня, который любит купаться в деньгах.
    Счастливым может быть только человек с благосостоянием.
    Работа с учебником.

•          Какие слова выделены курсивом в учебнике и почему? (Сведения о характере и гуманизме писателя).

•          Что такое гуманизм? (Вера в человека, его возможности, его достоинство, любовь к людям).

•          Все ли люди заслуживают любви и уважения? (Да, не все идеальные, есть люди злые, но в том-то и дело, что Диккенсу так хотелось, чтобы все человеческие сердца растаяли, чтобы нехорошие стали чуткими и милосердными).

•          Какого человека называют гуманистом?

III.       Рефлексия.

Дополните фразы:

1.         Чарльз Диккенс утверждал, что не деньги делают человека счастливым, а...

2.         Диккенсу не было все равно горе всех обездоленных, так как...

3.         Рождество - это праздник...

4.         Чудо возможное, когда...

5.         Мне хотелось бы воспитать в себе...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Гуманистический Пафос Повести «Рождественская Песня в прозе»