Гуронец и Гордон в Бастилии Трагизм судьбы мадемуазель де Сент Ив и гуронца Понятие о философской повести - сочинение

Цель: объяснить сущность полемики Простака и Гордона в Бастилии; раскрыть трагизм судьбы мадемуазель де Сент-Ив и Простака; закрепить знания учеников о философской повести; развивать читательскую и творческую активность учеников. Оборудование: карточки для проведения стратегии «Сохрани последнее слово за мной».

Тип урока: комбинированный.

Несчастье иногда идет на хорошо. Девиз Гордона

В несчастье нет ничего хорошего! Новый девиз Гордона

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1. «Сохрани последнее слово за мной».

(См.   методический   комментарий,   изложенный   в   домашней   задаче,- урок № 15).

Вопросы:

    В чем проявляется «естественный ум» Простака? 
    Как и с какой целью использует Вольтер прием «очуднения» в повести «Простак»? 
    Какие недостатки современной ему цивилизации подвергает критике Вольтер в своем произведении?
    Как проявляется комическое в повести?


II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Как вы знаете, повесть Вольтера «Простак» закончилась грустно. Однако Гордон, который до смерти приятельствовал с Простаком, утверждал: «Несчастье иногда идет на хорошо». А сколько честных людей на свете могут сказать: «В несчастье нет ничего хорошего!». Для того, чтобы объяснить обе точки зрения, мы сегодня вспомним трагическую судьбу мадемуазель де Сент-Ив и гуронца, а также попробуем понять сущность полемики гуронца и Гордона в Бастилии. (Ученики записывают тему и эпиграфы в тетради).

III.       Работа над темой урока.

1. Работа в группах.

(Ученики объединяются в 5 групп. На работу отводится 10-15 минут, после чего группы презентуют результаты работы. Во время подготовки ученикам предоставляет помощь учитель, который может влиять на ход их мыслей).

Задача для работы в группах.

1 группа. Как вы думаете, случайно ли Вольтер «посадил» Простака в камеру именно с янсенистом Гордоном? Какую цель преследовал автор? В чем сущность полемики Простака и Гордона?

Ожидаемые результаты.

Как мы уже увидели, естественный человек «дает фору» французам в разнообразнейший сферах жизни. Но есть одна область, в которой невозможно достичь успехов благодаря лишь естественным способностям. Это - наука. В произведении Вольтера она выполняет роль той лакмусовой бумажки, которая показывает преимущества и недостатки цивилизации. Недаром в Бастилии Простак сидел в одной камере с пожилым ученым, янсенистом Гордоном.

Казалось бы, у цивилизованного старика были все интеллектуальные преимущества, ведь он посвятил науке полстолетия, тогда как молодой полудикарь совсем не имел образования. Уже после нескольких бесед Гордон пришел в изумление от того, что «молодая невежда имеет мысли, присущие лишь душам опытным, стал высокой мысли о его уме и еще более приклонился к нему». Простак «записал много мыслей, которые ужаснули старика Гордона. “Как,- говорил тот сам себе,- пятьдесят лет израсходовал я на свое обучение и теперь боюсь, что не смогу догнать естественный хороший ум этого почти дикого ребенка. Я дрожу, укрепив старательно свои предрассудки: он же слушал лишь простую природу”».

Но здесь Вольтер снова немного меняет курс - он показывает преимущества науки, т.е. цивилизации, над природой: «Чтение возвеличивает душу, а просвещенный друг успокаивает ее. Наш узник увеселял себя этими двумя благами, о которых раньше и не подозревал. “Меня соблазняет поверить в перевоплощение,- говорил он,- так как я сам из животного превратился в человека”». Это снова полемика с Руссо, который абсолютизировал природу и усматривал в цивилизации лишь отрицательные черты. Итак, для того чтобы «из животного превратиться в человека», необходимо образование. Образно говоря, для преобразования «алмаза» (естественного человека) в «бриллиант» (человека завершенного) нужен «шлифовальный круг» цивилизации.

Но это не значит, что Вольтер не видит недостатков современного ему образования, которое засоряло мозг европейца всяческими предрассудками. Наверное, оптимальный вариант, предложенный писателем, такой: все плюсы естественного ума умножены на лучшее всего, чего достигла наука. Именно поэтому Гурон и прогрессировал так быстро: «Молодой Простак вскидывался на одно из тех сильных деревьев, которые, вырастая неплодотворной почве, быстро выпрастывают свои корни и ветви, когда их пересадят на лучшую землю, и очень необыкновенным было то, что именно тюрьма стала такой землей».

2 группа. Существует мысль, что повесть «Простак» имеет автобиографические ноты. Соглашаетесь ли вы с этим? Найдите подтверждение в тексте.

Ожидаемые результаты.

Интересная деталь - на благословенной цивилизованной французской земле Простак наибольших успехов достиг именно в тюрьме. Есть над чем подумать... Согласно с подлыми клеветами иезуитов и лично заинтересованного в заключении героя судьи невиновного, даже заслуженного (защитника Франции) Простака, без выдвижения обвинений и никаких объяснений, бросили в Бастилию. А Вольтер хорошо знал, как легко туда попасть (вспомните его биографию). А где же законность, справедливость? «Оба заключенных целиком соглашались друг с другом, что заключены они несправедливо. “Я в сто раз больше, чем вы имею оснований жаловаться,- говорил Простак.- Я родился свободный, как воздух; я имел две жизни: волю и мою любовь. У меня отобрали их, и вот мы здесь оба в кандалах, не зная даже причины этому, и не можем об этом спросить. Я жил гуронцем двадцать лет: говорят, что это варвары, так как они отомщают своим врагам, но они никогда не притесняют друзей. Как только ступил я ногой на землю Франции, как пролил за нее кровь: я, может, спас целую округу и в вознаграждение я исчез в этом гробу для живых, где я умер бы от злости, если бы не вы. Это, значит, в целой стране нет законов, и здесь осуждают людей, не выслушав их? В Англии совсем не так. Нет, не против англичан надо было мне биться”». Наверное, именно из-за этих реалий французской жизни того времени «Простака», в отличие от других философских повестей Вольтера, относят к просветительскому реализму.

В «Простаке» состояние вещей не изображено фатально безвыходным. По Вольтеру, положительный пример рядом, за Ла-Маншем,- в Англии, которую так любит Простак. Этот вопрос достойный более детального рассмотрения.

В положительном изображении Англии ощущается автобиографизм философской повести «Простак». Именно к Англии ощущал благосклонность Вольтер, с ней были связаны наилучшие ожидания автора (вспомните о ссылке Вольтера в Англию, что в конечном результате оказалось для него «даром судьбы»). «Английский след» ощущается на разных уровнях композиции «Простака». Так, именно из Англии приехал Простак, именно англичанам он дал высокую оценку в разговоре с судьей в начале произведения («англичане, очень любя отважность и будучи такими же самыми порядочными людьми, как и мы...»). Положительное отношение к англичанам он проявляет на протяжении всей повести: когда гуронец исчез во время крестин, присутствующие «забеспокоились, не вернулся ли он в Англию. Вспоминали, что слышали от него, будто он очень любит эту страну» или «Простак ответил, что в Англии людям разрешают жить, как им хочется» и т.п. Сам собой напрашивается вывод: Вольтер не столько хвалит Англию, как упрекает Францию. Наверное, не в последнюю очередь из-за того, что в Англии в то время уже была конституционная монархия, а во Франции - все еще неограниченный абсолютизм.

3 группа. В чем заключается трагизм судьбы мадемуазель Сент-Ив? Является ли трагической судьба Простака?

Ожидаемые результаты.

Пребывание Простака в Париже начинается с тюрьмы. И не вылезти бы ему оттуда вовек, если бы не... Впрочем, предварительно надо еще раз отметить художественное мастерство автора. В повести есть «зеркальная», перекрестная ситуация: гуронец едет в Париж прежде всего для того, чтобы освободить из монастыря госпожу Сент-Ив, а в результате она освобождает его. Чтобы освободить любимого, Сент-Ив была вынуждена предать его. Итак, для того чтобы относительно одного человека осуществился акт справедливости (чтобы Простака освободили), надо, чтобы относительно другого человека осуществился акт несправедливости (госпожа Сент-Ив вынуждена отдаться вельможе Сен-Пуанжу). Такое состояние дел называется беззаконием.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Гуронец и Гордон в Бастилии Трагизм судьбы мадемуазель де Сент Ив и гуронца Понятие о философской повести