Гуронец и Гордон в Бастилии Трагизм судьбы мадемуазель де Сент Ив и гуронца Понятие о философской повести ч2 - сочинение

В Париже госпожа де Сент-Ив попросила иезуита устроить ее к «какой-то доброй побожнице, которая уберегла бы ее от соблазна». Какая едкая ирония Вольтера! «Побожница», женщина, не менее снисходительная, чем иезуит, высказывалась еще яснее. «говорила она,- редко дела идут иначе в этом дворе, таком благонравном, таком галантном, таком прославленном: наименьшие и самые обычные должности дают часто лишь за такую цену, которую требуют от вас. Слушайте, вы вызвали во мне доверие и приязнь: признаюсь вам, что когда бы я была такая упрямая, как вы, мой муж не занимал бы той небольшой должности, с которой живет; он знает это и совсем не сердится. Он усматривает во мне свою благодетельницу и смотрит на себя, как на мое творение. Или вы думаете, что все те, что стоят во главе округи или даже армии, имеют эти почести и богатства за свои заслуги? Они обязаны за это своим женщинам. Любовью ходатайствуют о военных чинах, и должность получает муж самой красивой. Ваше положение намного лучше: речь идет о том, чтобы вернуть вашего мужчину на свет божий и вступить в брак с ним; это святая обязанность, и вы должны ее выполнить. Прекрасных и пышных дам, о которых я вам говорю, никто не пятнает, вам же будут аплодировать; скажут, что когда вы и простудились, то это лишь ради чрезмерной добродетели».- «ах, какой там добродетели? - вскрикнула прекрасная Сент-Ив.- Что за лабиринт неправды! Что за страна!».

Что касается Простака, он «появился в Париже и в войске под другим именем», и в этом случае исчезновение имени можно толковать как исчезновение того человека, который его носил. Получив должность, которая давала ему средства для существования, он перестал быть самим собой.

4 группа. Как влияли на судьбы главных героев повести власть и органы правосудия? Как к последним относится Вольтер?

Ожидаемые результаты.

Беззаконие иногда совершается в любой стране и в любые времена. Собственно, для того и существуют органы правосудия - не было бы беззакония, они стали бы ненужны. Вопрос же в том, как относятся к беззаконию власть и общество, является ли оно для конкретного общества нормой или аномалией.

И здесь Вольтер, как это говорят, отвел душу. В повести сама власть (король, министры, иеуиты, судья) беззаконие и совершает, а вот относительно отношения к нему общества, то эту аномальность герои повести считают нормой. Они убеждены, что лишь так и должно быть, больше того, они сами это беззаконие поддерживают.

Яснее некуда; если женщины - проститутки (какая разниуа, за какую цену торговать собой - за деньги или за должности?), если мужчины - сутенеры (они не только «совсем не сердятся» на женщин за эту продажу, но и живут за счет этого), и если это делается на уровне государственных должностей (в «округах или даже армии»), то в таком случае вся страна - дом разврата, не так ли? Будто все по-просветительскому логически и четко. Лучше просветителя Гете не скажешь: «Несправедливость всюду верховодит и беззаконство стало за закон».

Через восприятие человека, который способен «воспринимать все предметы в неискаженном виде», гуронца по воспитанию, Вольтер раскрывает свое отношение к французскому дворянству и духовенству, среди которых властвуют беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации. Автор подвергает критике политику, религию, брак, науку.

5 группа. Некоторые исследователи считают, что финал повести примирительный, все будто бы устраивается на лучшее. Проанализируйте финал повести и сформулируйте свое суждение о нем.

Ожидаемые результаты.

И в самом деле, все, кроме бедняги Сент-Ив, неплохо устроились: «Время смягчает все. Господин де Лувуа, в конце концов, сделал-таки прекрасного офицера из Простака, который появился в Париже и в войске под другим именем; его восхваляли все честные люди, и он был вместе с тем бесстрашным воином и философом. До последней минуты жизни уважал он память нежной Сент-Ив. аббат де Сент-Ив и приор получили прибыльные духовные должности. Версальская побожница сохранила бриллиантовые сережки и получила красивый подарок. Отец Ту-А-Ту получил сундучки шоколада, кофе, кускового сахара, цукатов, вместе с «раздумьями» преподобного отца Круазе и «Цветами святости», заведенными в сафьяновые переплеты. Добрый Гордон до самой смерти приятельствовал с Простаком; он тоже получил хорошую должность и забыл навсегда искусительную благодать...». Но и здесь есть нескрываемый сарказм: такие детальные описания, почти смакования в изображении благосостояния упомянутых героев на фоне смерти юной девушки чем-то напоминают высокопарные описания кушаний на чьем-то пиру. Они немного даже неприличные, кощунственные: госпожа Сент-Ив умерла, зато Простак стал «прекрасным офицером»; госпожа Сент-Ив умерла, зато аббат де Сент-Ив и приор получили «каждый прибыльные должности» и т.п. Это скорее издевательство над человеческой низостью, чем примирение с действительностью.

Да и упомянутые в финале «добродетели» Простака более чем сомнительные. «Бесстрашный воин и философ» все эти блага получил от человека, который обесчестил его невесту. Но если бы Сент-Ив была не «естественным человеком», а цивилизованным лицом, похожим на свою версальскую приятельницу, то чем бы тогда гуронец отличался от мужа той «побожницы», который получил свою должность подобным образом? И спас себя от этой позорной роли не он сам, а госпожа Сент-Ив путем самопожертвования и ценой собственной жизни.

 

Повесть называется «Простак», так как именно так звали ее главного героя. Но в ее финале Вольтер пишет, что гуронец «появился в Париже и в войске под другим именем», и в этом случае исчезновение имени можно толковать как исчезновение того человека, который его носил. Более фатального и пессимистичного финала в литературном произведении тех пор нельзя и искать. И вдобавок действительно примирительно-элегический тон Вольтера не только не ослабляет, а и усиливает это впечатление.

И последняя фраза произведения («В несчастье нет ничего хорошего») не противоречит «примирительной развязке», а, наоборот, является философской точкой в упомянутой трагедии. Эта формула противоречит новому девизу старого Гордона: «Несчастье иногда идет на хорошо». Причем старый янсенист «забыл навсегда искусительную благодать».

2. Жанровые особенности повести Вольтера «Простак».

Учитель. Теперь поговорим о жанровых особенностях произведения «Простак». Во всех справочниках написано, что это - философская повесть: в «Простаке» кроме просто наличия философских идей есть еще один решающий признак: в ней философские идеи являются главными героями произведения.

Скажем, главным героем «Простака» является не гуронец, а идея естественного человека, его конфликта с «цивилизованным» обществом. Не между Геркулесом де Керкабон и Гордоном точится спор в Бастилии, а между философскими концепциями Вольтера и Руссо и т.п.

И вдобавок логика развития событий обусловлена логикой развития философских идей, а не образов людей. Когда-то еще Пушкин справедливо закинул Вольтеру, что тот в трагедиях «...не проникаясь ни достоверностью характеров, ни законностью средств, заставлял... своих персонажей кстати и не кстати высказывать правила своей философии». Именно поэтому прав А. Моруа, заметив, что героев повестей Вольтера «можно подвергать пытке, жечь, и ни автор, ни читатель не ощущают настоящего волнения. Даже рыдания прекрасной Сент-Ив, которая умирает от отчаяния, не вызывают слез сочувствия. Во всех этих повестях Вольтера речь идет о катастрофах,- но с точки зрения «рациональности»,- а их темп до такой меры быстрый, что не успеваешь даже огорчиться».

IV. Рефлексия.

1. Опрашивание.

(Ответы формулируются совместно и записываются в тетради).

•   Что   свидетельствует   о   том,    что   «Простак»    Вольтера —    философская   повесть?   (Философские   идеи   не   просто   присутствуют   в  произведении, а являются главными героями произведения; логика развития событий обусловлена логикой развития философских идей).

    К чему привело общение Простака с Гордоном в Бастилии? (Простак превосходит европейца естественной сообразительностью, но и сам совершенствуется благодаря беседам с янсенистом и положительному влиянию науки).
    Почему госпожа де Сент-Ив погибла? (Госпожа де Сент-Ив была «естественным» человеком, не умела торговать собой и своей честью. В цивилизованном обществе таким людям очень тяжело не потерять своей сущности и выжить).

2. «Свободное письмо» на тему «В чем “простота” Простака?».

V. Домашняя задача.

Подготовить вопрос к повести Вольтера «Простак» для взаимопроверки; характеризовать образы повести; завершить работу над записями в последней колонке таблицы «ЗХВ».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Гуронец и Гордон в Бастилии Трагизм судьбы мадемуазель де Сент Ив и гуронца Понятие о философской повести ч2