Г Квитка Основьяненко «Конотопская ведьма» Ирония и сатира в повести - сочинение

Цель: продолжить обрабатывать идейно-художественное содержание повести, выделяя и объясняя художественные средства сатирического изображения персонажей на конкретных фактах произведения; охарактеризовать образы героев произведения — М. Забрёхи, П. Пистряка, Д. Халявского; развивать культуру связной речи, логическое мышление, навыки сравнительного анализа, умение характеризовать героев произведения, грамотно высказывать собственные мысли, строить заключения; воспитывать пренебрежительное отношение к тем, кто не придерживается народной морали, живет за счет работы других.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Г. Квитки-Основьяненко, учебник, текст произведения, фотоиллюстрации к содержанию повести; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Литературная викторина «Серьезное и смешное в повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма».

Беседа с вопросами.

Дайте определение понятиям «ирония», «сатира», «гротеск». Чем существенно отличаются эти средства юмора? (Ирония - художественный троп, который выражает насмешливо-критическое отношение художника к предмету изображения. Сатира - резкое осмеяние общественных недостатков с помощью сатирических средств. Гротеск - это вид художественного перекручивания действительности, что приводит к объединению несоединимого).

С какой целью Г. Квитка их использует в произведении? Можно ли оправдать героев повести, которые деградируют под влиянием эпохи, которая отрицательно обозначилась на их поведении, характере, поступках? Ответ мотивируйте.

Какие недостатки и пороки людей и общественного порядка высмеиваются в повести?

Как вы считаете, потеряло ли произведение «Конотопская ведьма» актуальность сегодня? Свои мысли обоснуйте.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

В каждой морали нет лекарств действеннее, более сильных, чем выставление на человеческий глаз смешного.

Г.-Э. Лессинг

Юмор веселит, а сатира отрезвляет.

В. Белинский.

1. «Конотопская ведьма» Г. Квитки - бурлескное произведение.

(Фронтальное опрашивание: ученики подбирают факты из повести, цитаты, которые имеют ироническую и сатирическую направленность).

• Юмор, сатира, смех «Энеиды» чувствительно повлияли на стиль повести Г. Квитки и на язык его героев.

• Комическим является прием единоначала, который употреблен автором с определенной целью: он дает читателю понять мертвенное, лишенное всякой мысли, существование конотопской верхушки.

• В юмористическом плане повесть описывает ряд эпизодов, в частности, когда писарь предлагает Забрёхе пересчитать сотню казаков, на что последний ответил: «Эге, господин писарь! Я бы, пожалуй, соблаговолил, так счет более тридцати не знаю. Считай сам и делай, как знаешь, ты на то писарь; а я все после подпишу, так как я на то сотник, чтобы не считать, а только подписывать». А когда писарь не мог написать «лепорт», то решил сделать его из хворостины, на которой сделал сто засечек (это означало, что в сотне сто казаков). Писарь никак не мог пройти с этой хворостиной в светлицу сотника и предлагает «или стену убрать, или потолок поднять». Чтобы внести в дом хворостину, писарь переломал ее и тогда никак не мог досчитаться одного казака. «Сие ты как переломал хворостину, так она в самый раз на казаке хрустнула. Вот ты, держа ее на две половины, тем одного и не досчитывался». В этом эпизоде писатель высмеял несообразительного писаря, который хотел отомстить сотнику.

• Смешными являются и сами фамилии героев (Забрёха, Пистряк, Халявский).

• В юмористическом мире писатель подает в повести эпизод о колдовстве ведьмы Евдокии, когда господин сотник М. Забрёха полетов на днище к Елене хорунживне. Забрёха из Конотопа под тучами «полетел, будто ворона» на Безверхий хутор свататься к хорунживне.

• Смешным в повести является эпизод, когда ведьму Евдокию подвергали пытке, она напустила ману на людей, и оказалось, что они били не ведьму, а бревно.

• С помощью смеха Г. Квитка старался высмеять бездарность административного аппарата, в своей повести писатель дальше пошел путем изображения комического, высмеяв своеволие и самодурство казацкой старшины.

2. Характеристика образов произведения.

2.1. Ассоциативное рисование. Работа в группах.

Нарисуйте, с чем (кем) ассоциируются у вас герои, которые сатирически изображены в повести.

2.2. Обработка образа сотника Никиты Власовича Забрёхи.

2.2.1. Информационное гроно относительно характеристики образа героя произведения.

Лживый;

не следит за своей внешностью;

Страсть к пьянству;

Равнодушие к общественным делам;

Необразованный и ленивый;

Неумение руководить сотней;

Беспомощный, кичливый, напыщенный;

Алчный и грубый.

Образ сотника - едкая сатира на казацкую старшину, способы ее управления казачеством и крестьянством.

2.1.2 Работа над образом сотника казацкого войска.

• Какие впечатления создаются у читателя, когда он впервые знакомится с Никитой Забрёхой?

• Что свидетельствует о наследственности сотенства для главного героя? (Сотенство он унаследовал, а не заслужил. «Таки кто сколько не знает, то сотенной старшиной все были Забрёхи; а деды и прадеды Никиты все были в знаменитом Конотопе сотниками, так от отца к сыну сотенство и переходило». Он имеет большую власть, руководит целой конотопской сотней, но сам глупый, необразованный, ленивый. «Ты знаешь,- говорил он писарю,- что я ничего грамотного не разжую, хотя в школе учился и начал было учиться, и на «же за ки» как запнулся, да и покинул письмо»).

• Каким образом М. Забрёха исполняет обязанности сотника? Как на это управление влияет необразованность героя? (Не более Забрёха знает и арифметику, не лучше и сотней руководит, так как умеет лишь до тридцати считать. Он совсем беспомощный, когда ему писарь предложил сосчитать сотню. «Считай сам и делай как знаешь, ты на то писарь; а я все после подпишу, так как я на то сотник, чтобы не считать, а только подписывать»).

• В чем проявляется беспомощность господина сотника? (Не удивительно, что без писаря он совсем беспомощный. Когда писарь рассердился и пошел, Н. Забрёха ничего не может сказать казакам на вопрос, который им делать и для чего их собрали, а только кричит и ругается. В управлении сотней Н. Забрёха во всем совещается с прохиндеем писарем, не понимая простейших вещей. Но в обращении с казаками он кичливый и напыщенный).

• Как в отношениях с людьми проявляются невежество и чрезвычайная ограниченность сотника? (Сватаясь, Никита произносит закрученную речь, которую для него составил Пистряк, но сам не понимает, «что оно и для чего». Однажды, не читая, Н. Забрёха подписал рапорт не там, где нужно. В ответ ему полковник написал: «Конотопский сотник, господин Никита, ты еси дурак!». Слепо воспринимает сотник коварный совет писаря не выполнять приказ полковника о военном походе, а топить ведьм, за что и был уволен с сотенства).

• Что характерно для Н. Забрёхи как эксплуататора? (После муштры он приказывает казакам прийти к нему «завтра чуть свет с косами косить». Грубо, с пренебрежением относится сотник к казакам и к населению, боится, чтобы они не запанибратились с ним).

• Какой круг интересов сотника? (Ограниченный. Он только думает о том, чтобы хорошо выпить, вкусно поесть и вволю поспать).

• Каким образом язык характеризует этого героя? (Язык самого сотника грубый и бранный. Вот его слова: «дотащился домой», «маячишь, как тот песик на веревке», «Забрёха поплямкал, выкашлялся, почмокал, потер усы да и стал говорить...», «вчистили», «каракули гнуть», «дал стрекача». Широко используются народные фразеологизмы: сотник «не имел девятой клепки», «не поп, то и не мыкайся в ризы», «пошил в глупые», «за живот взяло» и др.).

• Является ли образ Н. Забрёхи типичным? (Да. Это едкая сатира на казацкую старшину, на способы ее управления казачеством и крестьянством).

2.3. Цитатная характеристика.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Г Квитка Основьяненко «Конотопская ведьма» Ирония и сатира в повести