Г Квитка Основьяненко «Конотопская ведьма» Ирония и сатира в повести ч3 - сочинение

«И господину Халявскому с его женой не прошло; не пожили к порядку. Зачем бросились к ведьме? Зачем через колдовство и ворожение покинул закон святой, себе поженились? Эге!

Хотя и приняли брак, и как не через божью волю, а через Евдокию и через ее репейники и косточки сушеной жабы, так оно все и пало прахом».

3. Дальнейшая обработка идейно-художественного содержания произведения. Беседа с вопросами:

Часть VI.

• Чем была взволнована и поглощена заботами Евдокия Зубиха после «нахлобучки» возле пруда?

• Какие признаки ведьмовства проявились в героине? («...Она есть прирожденная ведьма, которая и в воде с камнями не тонет, и дожди с неба крадет, и призрак на людей насылает»).

• Для чего П. Пистряк с гостинцами и подарками явился к ведьме? («...И стал ее пристально просить, чтобы как бы того господина Никиту совсем в глупые пошить: что он вечером придет ее просить, чтобы Евдокия так сделала, что Йосиповна его полюбила и за него замуж пошла; а он как подвергнется на колдовство, так здесь его и начинить дураком, чтобы и от сотенства отрекся, а вместо него поставили сотником его - Пистряка, и обещал, что тогда Евдокии своя воля будет колдовать, как и сколько хочет...»).

• Какие страдания испытала Евдокия после суда над ней возле реки? («...Уже бы то ей и сесть хочется, так не сможет прислониться... так-то искренне ее поучили! Она лежала и на печи, и на лаве, так не улежит долго, так как только и можно животом лежать».).

• Чем пользовалась ведьма для своего ворожения? («...Где из всякого зверя и из всякой гадины есть молоко, что она из них подоила, переворачиваясь... к каждой матке все резко, чтобы не приходили в ужас и давались доиться». «Под полом лежали всякие травы и корни: мята, любисток, терлич, папоротник, собачье мыло, дурман, всякие репейники, куриная слепота да и много кое-чего»).

• За что Зубиха стремилась отомстить Пистряку и Забрёхе? («...Что меня так занапастили, что и сесть не могу, и издевались надо мной, что при парнях порвали на мне и плахту, и рубашку, и пазуху разорвали, и очипок сбили, что я волосом просветила, били меня... о, да и били же меня! Ох, били же меня: били, били, били! Что не сесть, ни лечь нельзя, а все тот Швандюра, что снял с них призрак»).

• Чем объяснил свое равнодушие господин сотник стремлению ведьмы выпустить дождевые тучи? Как это его характеризует? («Я здесь есть сотник, голодать не буду: тот придет с хлебом, тот с паляницей, тот с буханкой, а другой и мешочек муки привезет, лишь бы только судились, то нам, старшине, и дожди не во время, хотя бы ты их, тетя, и во веки веков держала у себя под покутем»)

В чем проявилась льстивость Забрёхи, когда он обращался за помощью к Евдокии? («Вот моей беде помоги! Нате лишень, пожалуйте: вот бутылка дулевки, вот полсотни тарани, еще свежая была по весне; вот здесь же и серпаночок.... только сделайте милость, пособить моей беде, вот что я вам расскажу...»).

Каким образом Забрёха высказался Зубихе о своей невыносимой любви к Елене? («...Полюбив Елену всем телом и душой, и сердцем, и всем животом, и вижу сам, что когда ее не достану, то или утоплюсь, или удавлюсь, или мир за глазами пойду...»).

Почему Н. Забрёха прибегает даже к унижению своего достоинства, чтобы ведьма оказала содействие в том, чтобы его полюбила хорунживна?

На что способен господин сотник ради удовлетворения личных нужд? («Что велишь, все сделаю. Или велишь Конотоп сжечь, и вместе с четырех концов и зажгу; или велишь всю контопскую детвору - что вы, ведьмы, не любите,- так за один день всех до единого и потрощу...»).

При каких условиях Зубиха решила согласиться помочь Забрёхе в его амурном деле? («Возьми ты оттого сучего и претсучего сына Швандюру, что снял призрак с людей, что я было наслала, как мне сикуцию давали, да и возьми его под арест, будто он или прокрался, или тебя ругал, или что хотя бы на него наври, сведи в ад, и отбери у него весь скот,- так как он себе зажиточный,- и чтобы тебя родственники его не кричали, так ты отдай все господину писарю Григорьевичу». «Швандюру возьми и выгони из села, чтобы его и дух не пах». «Домашняя ятривка Хвенна Зозулиха... нельзя мне возле ее дома идти, так и докладывает мне о том полотне, которое у нее с огорода пропало и как-то оказалось у меня в сундуке, так она меня воровкой называет и всякие примеры приводит; так можно ли ее, подрезав, тоже из села выгнать?». «Демко Сироштан просвета мне не дает: позавчера хвалился, что моего кота убьет, как его не буду беречь, а он таки убьет. Так его это, господин сотник, проучи...»).

В чем заключается особенность ритуала ворожения над господином сотником? («А иди, господин Власович, со мной из дома да и ступи с порога левой ногой на песок, чтобы твой след обозначился на песке...». След его собрала в платочек и завязала... взяв господина Забрёху за левый ус, и стала волосы отделять. Сколупнет ногтем волос да и считает: «Раз, два, три...» - так отберет девять волос, и девятый и рванет совсем... Евдокия Зубиха что-то шепчет и сплевывает, а кот курлыкает на весь дом... ведьма вырывала девятый волос с левого уса и нарвала их всех аж восемь, достала кусочек бумаги и завернула туда те волосы...»).

Опишите, применяя текст произведения, как Евдокия готовилась к ворожению. О чем это свидетельствует? («...Сняла с головы очипок, седую как молоко косу распустила, взяла белую рубашку, да и надела на себя, и ни пояса, ни плахты не подвязала, так и стала по дому ходить и шептать всякое колдовство, а во всяких углах трижды сплевывала; дальше взяла жлукт да и положила его среди дома и стала снова что-то по-ведьмовски бормотать; дальше взяла кухлик какой-то воды и все бормоча, побрызгала той водой и себя, и жлукт внутри... Здесь Евдокия в жлукт и полезла... а как вылезла, так стала девкой! Да и девка же немудрая. И молодая, и хорошая, и чернявая, и еще, наверное, красивее от черниговской протипоповны!»).

С какой просьбой молодица обратилась к ведьме? («делайте, что знаете, только помогите, чтобы я сегодня выспевшая к барышне нашей хорунживне Елене...»).

Как происходил обряд ворожения?

Часть VII.

По поводу чего грустила Елена Иосифовна, когда к ней пришла старая баба? («...Сидя на завалинке, сокрушается о Демьяне, который пошел с казаками; я таки и того не знаю, кто возле колодца всю ночь с ним просидела и на прощание сняла с руки серебряный перстень и отдала с платочком, что сама всякими шелками вышивала...»).

Как девушка объяснила ворожее недомогание своего брата? («И был здоровый, и как глянула на него та чернявая молодица, что вокруг коровы ходит, и глянула, да и улыбнулась, я сама видела, и после того так его за живот и взяло: или соняшницы, пусть бог защищает! или что?»).

Что свидетельствует о пылкой любви Иосифовны к Демьяну? («Аж жижки трясутся, чтобы хотя бы его увидеть. Селай милость, пусть прилетит ко мне...»).

Опишите обряд ворожения ведьмы для Елены. («...Шла по воду, не прямо к колодцу, а улицами обходила наоборот солнца; пришла к колодцу, набрала ведро воды да и вылила на сход солнца; второе набрала и вылила на заход солнца, а третье набрав,- что есть духу, не оглядываясь и опять не прямо, а улицей за солнцем. Вот как принесла, да и поставила корзину с водой, а бабушка достала из-за пазухи зелье: любистку, душицы, бархатцы, цветы папоротника, и всего по пучку всыпала в кашник да и приставила к огню, а сама взяла мучения пшеничной, замесила водой, да и вынула из мошны в бумажке кошачьего мозга, отколупала пальцем да и положила в то тесто; дальше достала у себя из платка, в который был завязан след господина Забрёхи да и разделила пополам и одну дольку всыпала в печь испечься, и все с приговорами и сплевыванием, а хорунживне велела сидеть на полу... и все думать о своем. Вот как коржик испекся, она и дала его съесть Елене за три раза, запивая из водяного водой, которую нашептала бабушка»).

Почему люди верили в колдовство, магию, ворожение?

Что необходимо было сделать Елене, чтобы ее желания осуществились?

Как ворожение Зубихи повлияло на Иосифовну?

Чем это объяснить?

Часть VIII.

О чем прислали Забрёхе второй «лепорт» из Чернигова? («...Расписывают предписание и ругают вас, господин сотник, и меня... дураками, мы возгнушались их повеливаниям и не направили стопы наши в Чернигов»).

Как отреагировал на его содержание господин сотник? («Как крикнет: - Не пойду, я им послал через кривого лепорт, что нам некогда»).

Что произошло с господином Н. Забрёхой после обсуждения второго «лепорта», который он получил из Чернигова? («...Стал господин Власович не своим голосом кричать и за бока хвататься... Господин Пистряк и казачество бросились к нему, что ему там произошло? Аж он... шелесть... поднялся кверху и полетел, как птица, все-таки крича что есть голос...»).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Г Квитка Основьяненко «Конотопская ведьма» Ирония и сатира в повести ч3