Древнеиндийский миф о создании мира - сочинение

Цель: ознакомить с древнеиндийским мифом о создании мира и людей, работать над пересказом мифа; развивать связную речь; воспитывать почтительное отношение к культуре и традициям других народов. ОБорудование: головоломка; тексты мифов Древней Индии, запись народной индийской музыки.

Пустыня - это Бог без людей. О. де Бальзак

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашней задачи.

Пересказ древнекитайского мифа о создании мира.

2. Игровая задача.

Согласно китайской мифологии, в мире действуют две силы: темная инь и светлая янь.

Инь отождествляется с женским началом и обозначается $. Янь - символ мужского начала и обозначается &.

Составьте из частичек целые слова, которые касаются китайской мифологии.

(Нюйва, Паньгу, яйцо).

II. Мотивация учебной деятельности.

Звучит народная индийская музыка.

Слово учителя.

- Индия - страна многовековой культуры, истоки которой ведут начало во втором и даже в третьем тысячелетиях до нашей эры. Индийцы сделали огромный взнос в мировую культуру и науку. Например, цифры, которые используются большинством народов мира, были изобретены в Индии. Европейцы узнали об этих цифрах от арабов, и потому они по ошибке называются «арабскими». Работы индийских ученых начали алгебру, геометрию и тригонометрию. Всемирно известными являются давние памятки индийской литературы - эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Индийские художники, скульпторы и архитекторы оставили замечательные памятники архитектуры, скульптуры и живописи, которые издавна прославили Индию как «страну Чудес».

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию произведения.

Особенности индийской мифологии.

• Древнеиндийские мифы совсем не такие популярные, как мифы скандинавские или греческие. И они вошли в литературу этой страны так давно (от 3 до 3,5 тысяч лет тому назад), которые сохранились почти в неизменяемом виде.

• Боги Древней Индии, конечно, похожи на уже известных нам богов. Но совсем не похожа на все, что уже знакомо читателю, и роль, которую в этих мифах сыграют мудрецы. Это знатоки священных обрядов, которые владеют тайнами магии. Они по обыкновению божественного происхождения, но достигают могущества не благодаря ему, а в результате продолжительного отчуждения. Их чудесные способности - дар, полученный в награду за духовные подвиги. Сосредоточившись на познании и выполнении высших законов мира, мудрецы отказываются от всех радостей жизни - от богатства, любви, семьи. Зато могущество их нередко превышает власть и силу самих богов.

Кто же награждает мудрецов за их духовные подвиги? Это всегда делает Брахма, творец Вселенной, которая установила его законы. Творец мирового порядка почти не вмешивается в ход событий, связанных с его временными нарушениями. Для этого существуют другие боги: Вишну Шива, Индра. А также мудрецы: Чьявана, Агастья. И совсем не случайно мудрецов называют «брахманами», т. е. почти так, как и Бога-Творца.

2. Словарная работа.

    Брахма - высочайшее божество, творец мира. Входит в триаду верховных богов индуизма, в которой Брахма как творец Вселенной противостоит Вишну, который его сохраняет, и Шиви, который его разрушает. Варуна - бог, связанный с космическими водами, хранитель истины и справедливости; вместе с Индрой - наибольший из богов индийского пантеона. Асури - небесные персонажи, которые имеют колдовскую силу майя. Противопоставляются богам, выступают как высочайший класс демонов. Адипги - женское божество, мать богов. Вивасвапг - солярное божество, которое олицетворяет свет на небе и на земле, родоначальник людей. Вишну - один из главнейших богов, которые составляет вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду. Яма - властитель царства мертвых, сын Вивасвата и Саранью. Ману - первопредок, прародитель людей. Ману - сын Вивасвата и брат Ямы. Ману - первый человек, который жил на земле и стал царем людей, а Яма - первый человек, который умер и стал царем умерших предков. 

3. Чтение древнеиндийского мифа о создании мира.

Сначала не было ничего: ни солнца, ни звезд, ни неба, на котором они могли появиться. Не было и времени, так как некому было отмеривать его. Только воды простирались беспредельно. Они возникли из тьмы спящего мрака, сами собой, раньше всех других творений. В водах зародился огонь. Большой силой этого огня в них было родившееся Золотое Яйцо. Потом из Золотого Яйца возник Первопредок Брахма. Появившись, он разбил Яйцо пополам. Верхняя его половина стала небом, нижняя - землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздух. И он утвердил землю среди вод, и создал страны мира, и положил начало времени.

Но когда творец осмотрелся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, в этой непроглядной тьме новой Вселенной, ему стало страшно и одиноко. С того времени страх ожидает каждого, кто остается сам. И он подумал: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел, так как страх может быть от кого-то другого. Но и радости не знал он, и потому тот, кто находится на одиночестве, не знает радости.

Он задумался: «Как мне создать потомков?». И силой своей мысли он породил шесть сыновей, шесть великих властителей, созданий, от которых пошли другие боги, а также люди, животные, птицы, змеи и демоны. Многочисленные потомки Брахмы населили землю, небо и подземные миры.

Наизнаменитейшими из богов стали Индра - бог грозы и грома, Варана - бог океана, Вивасват - бог солнца, которого называют также Сурья; но всех превзошел могуществом младший из родившихся богов - Вишну хранитель Вселенной.

Когда Брахма завершил создание мира и от его сыновей пошли все живые существа, сам он, утомленный творениям, отправился отдыхать в тени священного дерева Шалмали, а всю власть над миром передал детям - богам и асурам. Асуры были старшими братьями богов. Они были могущественные и мудрые и знали тайны колдовства, могли перевоплощаться в разные образы и становиться невидимыми.

С помощью колдовства они получили бесчисленные сокровища и спрятали их в пещерах. Загордились своим могуществом асуры, и счастье оставило их и перешло к богам. Тогда же началась большая битва между богами и ассарами. Возглавил небесное воинство Индра - бог-громовержец.

4. Беседа.

• Как зовут творца вселенной в индийской мифологии? (Брахма).

• Назовите мощнейших индийских богов. (Индра, Варуна, Вивасват, Вишну).

• Какие человеческие чувства присущи Брахме? (Страх, одиночество).

• Кто постоянно боролся за власть с богами? (Асури).

• Почему счастье отвернулось от асуров? (Они загордились своим могуществом).

• Кто возглавил борьбу между богами и асурами? (Индра).

5. Чтение древнеиндийского мифа о создании людей.

Когда у матери богов Адити родился восьмой сын, она назвала его Вивасват. Он не был похож на других богов, ведь у него не было ни рук, ни ног, он был тучным со всех сторон, а его рост равнялся его толщине. Старшие братья решили переработать его, отсекли все лишнее, и так возник прародитель людей. Он стал богом солнца, и как бог солнца он носит название Сурья. Старшие дети Вивасвата родились смертными. Его сын Яма был первым человеком на земле, который умер. Он открыл смертным путь в потусторонний мир. Милостью отца, бога Суры и других богов он стал властителем царства мертвых и царем справедливости. В его царство тропой, проложенной им самим, уходят из земли души тех, кто умирает.

Ману же, брат Ямы, единственный из смертных, спасся во время Большого потопа - от него и пошли все люди.

6. Беседа.

• Как возник прародитель всех людей? Как его звали? (Вивасват)

• Кто в индийской мифологии был властителем царства мертвых и царем справедливости? (Яма)

• От кого пошли все люди после потопа? (От Ману)

IV. Итоги урока.

• Объясните, как связано выражение О. де Бальзака «Пустыня — это Бог без людей» с древнеиндийским мифом о создании мира.

• Сравните древнеегипетский, древнеиндийский и древнекитайский мифы между собой. Что вы видите в них общего и отличного? Какие мифы больше похожи между собой?

V. ДОмашняя задача.

Нарисовать иллюстрации к мифам, которые понравились больше всего.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Древнеиндийский миф о создании мира